Чжан Имоу родился 14 ноября 1951 года в городе Сиань провинции Шэньси в семье сторонников Гоминьдана.
За то, что его старший брат служил в армии Чан Кайши, во время «культурной революции» Имоу был исключён из школы и отправлен «на перековку» в сельскохозяйственную коммуну.
С 1968 по 1971 год он трудился в сельском хозяйстве, с 1971 по 1978 год — на текстильной фабрике.
В этот период Чжан Имоу увлекался рисованием и любительской фотографией (в 18 лет он стал донором и 5 месяцев сдавал кровь, чтобы накопить денег и приобрести свою первую камеру).
Когда в 1978 году открылась Пекинская киноакадемия, Чжан Имоу было уже 27 лет — слишком много, чтобы сдавать вступительные экзамены… Для осуществления своей мечты ему пришлось лично обратиться в Министерство культуры КНР с просьбой сделать исключение для человека, «потерявшего 10 лет из-за Культурной революции». Заявление, к которому был приложен целый портфель личных фотографий, удовлетворили, в результате чего Чжан Имоу стал студентом и успешно окончил академию в 1982 году.
В первом же вышедшем на мировые экраны фильме «Красный гаолян», который имел успех не только в Китае, но и одним из первых китайских фильмов удостоился приза «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале, Чжан Имоу показал себя как выдающийся режиссёр. В Европе произведения Чжан Имоу всегда встречали с восторгом, так как в них он поднимал серьёзные социальные проблемы и слыл по этой причине «диссидентом». В частности, он снял фильм по роману Юй Хуа «Жить» (англ.), который был запрещён к показу в Китае, чем привлёк особое внимание к себе как в Европе, так и в США.
В 2005 г. Чжан Имоу поставил в Париже оперу Пуччини «Турандот» (заглавную партию исполняла Ирина Гордей). Для масштабной, красочной постановки были привлечены китайские художники по костюмам и декорациям, в спектакле участвовали около 450 статистов. Чжан Имоу удалось совместить европейскую оперную школу с декоративной условностью китайской оперы. Запись спектакля демонстрировали по телеканалу «Культура» 20 марта 2011 г.
С тех пор у Чжан Имоу появилось множество различных наград, но признание широкой публики ему принесли монументальные полотна-противопоставления на историческую тему «Герой» и «Дом летающих кинжалов», собравшие соответственно около 177 миллионов долларов и 90 миллионов долларов кассовых сборов по всему миру. В этих фильмах режиссёр сполна продемонстрировал незаурядное умение играть цветовыми оттенками, превращая каждую сцену в произведение искусства. При этом внешняя эстетика несёт серьёзную внутреннюю, философскую или чувственную, нагрузку. А его фильм «Проклятие золотого цветка» вовсе потряс буйством красок и установил новый рекорд по внутрикитайским сборам.
Фильм «Герой» — был первым фильмом под режиссурой Чжана Имоу в жанре уся. Несмотря на то, что главной сюжетной линией в картине является, на первый взгляд, обычный инцидент покушения на убийство, однако повествование под различными углами зрения, тщательно спланированное Чжаном Имоу, позволяет цельной картине продемонстрировать тонкое коварство, как в «Воротах Расёмона» и устрашающую многослойную правду, побуждающую людей к детальному размышлению.
«Дом летающих кинжалов» стал вторым фильмом, снятым Чжаном Имоу в жанре уся, который был выпущен в прокат в 2004 году, через 2 года после премьеры «Героя». Костюмы в «Доме летающих кинжалов» значительно отличались от простоватых костюмов, представленных в фильме «Герой». На этот раз все имело абсолютную уникальность: начиная с материи — заканчивая фасоном. К примеру, заслуживает внимания платье и головной убор стражника Лю Дэхуа и Канэсиро Такэси. Место съемки кинофильма по большей части находилось в лесу; ввиду того, что нужно было снимать большое количество динамичных сцен, очень густой лес или бамбуковую рощу выбрать было нельзя. Поэтому, с одной стороны, оператор, для выражения густоты леса, применял соответствующие оптические линзы, с другой стороны, для съемки персонажей применял длиннофокусный объектив; пространство чрезвычайно уплотнялось, и при показе на экранах зрители ощущали мощную скорость изображения, это также считается одним из достоинств данного фильма.
Однако «Дом летающих кинжалов», после премьеры в Китае, подвергся сильной критике со стороны масс-медиа и зрителей.
В остальном мире фильм был принят достаточно неплохо, но не имел такого успеха как фильм «Герой».
В 2006 году Чжаном Имоу был снят новый фильм с военно-историческим сюжетом под названием «Проклятие золотого цветка».
Особенностью этого фильма считается красочность съемки и блестяще выполненные костюмы.
В 2007 году фильм получил премию «Сатурн», «за лучший дизайн костюмов», а также премию Costume Designers Guild Awards «за лучшие костюмы соответствующего исторического периода»
Для того, чтобы соответствовать требованиям к съемке фильмов периода династии Тан, Чжан Имоу вынес решение об изменении места съемки, прежде всего построил стену, высотой достигающую 5 м, затем оставшуюся площадь в 10 тыс. м2, полностью покрыл желтыми цветами.
Несколько десятков тысяч почетных воинов отважно сражались в этом ослепительном море цветов, что соответствовало названию фильма.
Фильм получил огромный успех в Китае и за границей. В Китае фильм считается одним из самых кассовых фильмов в истории кинематографа Китая. В США кассовые сборы фильма на 10 млн. долларов превысили сборы фильмов «Герой» и «Дом летающих кинжалов».
Помимо фильмов в жанре уся, с начала 2000-х гг. у Чжана Имоу появляются фильмы, основанные на реальных событиях, близкие к фильмам документального жанра. Это картины «Путь в тысячу миль», «Под ветвями боярышника», «Цветы войны», «Возвращение».
Последние 2 снятых фильма Чжана Имоу — «Цветы войны» и «Возвращение» — экранизация книг американской писательницы китайского происхождения Янь Гэлин.
Известно, что в ранних работах Чжана Имоу особое место уделялось красному цвету. Однако, после 2000 года, несмотря на то, что цвета по-прежнему занимали важное положение в методах изображения, красного цвета среди них стало меньше.
Одним из наиболее красочных фильмов Чжана Имоу по праву считается «Проклятие золотого цветка».
Именно Чжан Имоу дал путёвку в большой кинематограф двум самым известным китайским актрисам
Гун Ли и
Чжан Цзыи — обе впервые снялись в его лентах, будучи студентками второго курса Центральной академии драмы.
В период подготовки к Олимпиаде в Пекине Чжан Имоу был главным постановщиком церемоний открытия и закрытия Игр, в связи с чем временно отложил работу в кино.
Личная жизньБрак с Сяо Хуа (развод) - один ребенок, второй брак с Чэнь Тин - трое детей.
СМИ утверждают, что у знаменитого режиссера в общей сложности семеро детей, один от бывшей жены, трое от Чэнь Тин, и еще трое от двух других женщин. Сам Чжан Имоу не подтвердил эту информацию.
В 2013 году Чжан Имоу и его жена были вызваны в управление Государственного комитета по делам здравоохранения и планового деторождения района Биньху города Уси провинции Цзянсу для допроса по обвинению в нарушении политики одного ребенка в семье.
Ранее СМИ сообщала о том, что Чжан Имоу и его нынешняя супруга Чэнь Тин имеют 3 детей, что является нарушением китайского законодательства, допускающим лишь одного ребенка в одной семье, в связи с чем супругам грозят большие штрафы.
1987 — «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля за фильм «Красный гаолян»
1988 — Национальная кинопремия «Золотой петух» за роль в фильме «Старый колодец»
1991 — «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за фильм «Подними красный фонарь»
1992 — «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за фильм «Цю Цзюй обращается в суд»
1993 — премия BAFTA за лучший неанглоязычный фильм за фильм «Подними красный фонарь»
1994 — Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Жить»
1995 — премия BAFTA за лучший неанглоязычный фильм за фильм «Жить»
1999 — «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за фильм «Ни одним меньше»
1999 — «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля за фильм «Дорога домой»
2000 — Национальная кинопремия «Золотой петух» за фильм «Дорога домой»
2002 — Азиатская премия культуры Фукуока
2003 — Премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) Берлинского кинофестиваля за фильм «Герой»
Кроме того, три фильма Имоу номинировались на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм: «Цзюй Доу» (1991), «Подними красный фонарь» (1992) и «Герой» (2003 год).
Ленты «Шанхайская триада» и «Дом летающих кинжалов» получили номинации на «Оскар» за лучшую операторскую работу, а «Проклятие золотого цветка» номинировался на «Оскар» в категории «Лучший дизайн костюмов».
Источник-1,
Источник-2