Самый известный за пределами своей страны режиссер Ким Ки Дук появился на свет в местечке Собённи, провинция Кёнсан-Пукто, Республика Корея. Его путь к карьере в кинематографе был очень долог и тернист. Да что греха таить — долгое время Ким Ки Дук даже подумать не мог о какой-либо творческой профессии.
Его родители были обычными крестьянами. Когда они переехали в Сеул то недолго думая отдали сына в местную сельскохозяйственную школу. Правда Ким ее так и не закончил — в возрасте семнадцати лет будущий режиссер пошел зарабатывать деньги на один из местных заводов.
По прошествии трех лет Кима призвали в армию, где он пять лет прослужил в морской пехоте. Многие отмечают, что в рядах вооруженных сил будущая звезда корейского кинематографа смотрелся на своем месте. При этом после демобилизации Ки Дук в очередной раз удивил окружающих, устроившись в церковь для незрячих.
Здесь Ким изучал духовную литературу и всерьез готовился стать проповедником. Но эти планы молодого корейца не сбылись — в стенах церкви он открыл для себя мир живописи и решил всерьез постичь это искусство.
Для этого Ким Ки Дук собрал воедино все свои сбережения, купил билет и отправился в Париж, где с 1990 по 1992 год изучает изящные искусства и зарабатывает продажей собственных картин.
Именно в Париже Ки Дук впервые попадает в кинотеатр. Темнота зрительного зала, большой экран и громкий звук очаровали будущего режиссера и он решает попробовать себя и на этом поприще. Первые шаги в кинематографе Ким Ки Дук делает на родине. В начале карьеры он пишет целый ряд сценариев, которые презентует на различных корейских конкурсах.
Первую награду Ким получает уже в 1993 году. Институт сценаристов дает ему главную премию за сценарий к фильму «Художник и преступник, приговорённый к смерти». После этого еще пара работ начинающего мастера получают премии разного плана, а в 1996 году он решается экранизировать одну из них. Так лента «Крокодил» стала режиссерским дебютом Ким Ки Дука.
С этого момента он выпускает в среднем по одному фильму в год. Выбрать из них особенно выдающиеся трудно так как практически каждая картина режиссера получает массу номинаций и наград.
В 1997 году на экраны выходит его криминальная драма с элементами комедии «Дикие животные», в 1998 лента «Отель «Птичья клетка», а в 2000 триллер «Остров». Последний был показан на Венецианском кинофестивале и получил Премию Сети продвижения азиатского кино. Надо отметить, что многих лента по-настоящему шокировала. На первых показах зрителям даже становилось плохо, многие уходили из зала.
Интересно, что 2000 год отмечен в карьере Ким Ки Дука еще одной работой в кино, которую высоко оценили критики. Лента «Реальный вымысел» вошла в конкурсную программу Московского Международного кинофестиваля и была номинирована на «Золотого «Святого Георгия» как лучший фильм. Статуэтку фильм не получил, но зато благодаря этому событию Ким Ки Дука узнали в России.
Помимо этого лента отмечена наградой «Золотой Ворон» как лучший фильм Брюссельского Международного Фестиваля Фантастических Фильмов и двумя премиями Международного Кинофестиваля в Опорто. Следующий фильм корейского режиссера «Адрес неизвестен» 2001 года вновь получил положительные рецензии критиков и даже номинировался на «Золотого льва» в Венеции. Драма «Плохой парень» 2001 года отмечена номинацией на фестивале в Берлине, а также наградами в Японии и Республике Корея.
Следующий военный боевик «Береговая охрана» (2002) получил две статуэтки Международного Кинофестиваля в Карловых Варах. В 2003 году Ким Ки Дук снимает один из своих самых известных фильмов «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». С одной стороны его оценили киноманы — и по сей день картина находится во всевозможных топах зрительских симпатий. Но и критики не остались в стороне. Фильм был отмечен на фестивалях в Локарно, Сан-Себастьяне и на премии критиков Аргентины.
В 2004 году корейский режиссер снимает две проекта — драму «Самаритянка» и мелодраму «Пустой дом». Первая приносит Ким Ки Дуку первую персональную награду — Серебряного льва за лучшую режиссуру, а вторая отмечена сразу несколькими наградами. Среди них стоит отметить четыре статуэтки Венецианского кинофестиваля (одна из них специально для режиссера) и премию критиков в Сан-Себастьне. Две следующие работы «Натянутая тетива» (2005) и «Время» (2006) наградами не отмечены, а вот драма «Вздох» 2007 года претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, но приза не получила.
В 2011 году Ким Ки Дук снимает свою первую документальную драму «Ариран», которая рассказывает о корейском режиссере, решившем бросить свое ремесло и стать совеобразным отшельником. Картина не собрала большой кассы, но зато отмечена призом Особый взгляд Каннского кинофестиваля.
Следующей заметной лентой в фильмографии корейского режиссера стала картина «Пьета» 2012 года. Для начала надо отметить, что лента собрала рекордные для Ким Ки Дука три с половиной миллиона долларов в прокате. Но как для профессионала для режиссера важно другое — «Пьета» стала обладательницей сразу пяти премий кинофестиваля в Венеции! После этого триумфа режиссер снимает еще пять картин, но ни одна из них этого успеха не повторила. На данный момент Ки Дук работает над лентой «Кто есть бог?», дата выхода которой пока не известна.
Чуть выше уже говорилось, что Ким начал свою карьеру в кино как сценарист. Со временем он не отказался от этой профессии и все го фильмы сняты по его собственным сценариям! Помимо этого Ким Ки Дук выступает как монтажер, оператор и продюсер. В качестве последнего он продвигает не только свои фильмы, но и ленты других азиатских режиссеров.
Любопытно, что, несмотря на все свои мировые регалии и любовь зрителей, на родине в Республике Корея Ким Ки Дука нельзя назвать успешным.
Во многом это объясняется тем, что режиссер не идет на поводу у массовой культуры и не снимает развлекательное кино. Все его ленты философичны и имеют глубокий смысл. В том числе и за это Ким Ки Дука любят и в России, где, по мнению режиссера, зритель смотрит кино в первую очередь душой, а уж потом глазами. Разговоры о личной жизни этой невероятно талантливой личности для него табу. Известно лишь то, что Ким Ки Дук никогда не был женат и не имеет детей.
Ким Ки Дук возглавлял жюри основного конкурса 41-го Московского международного кинофестиваля, который проходил с 18 по 25 апреля 2019 года. В рамках фестиваля в программе «Мастера» состоялся показ его фильма «Человек, пространство, время и снова человек»
Интересные факты:- В российской печати укоренилась некорректная запись имени режиссера — Ким Ки Дук. Согласно правилам русской транскрипции корейских имён его имя следовало бы записывать как Ким Гидок (Kim Gi-deok). Ошибка связана с тем, что журналисты транскрибировали имя с некорректной романизации.
- В 2017 году подвергся обвинениям со стороны актрисы, участвовавшей в съёмках фильма «Мёбиус», в психологическом давлении и принуждении к участию в откровенных сценах, которых не было в сценарии.
- В 2018 году ещё три актрисы обвинили режиссёра в сексуальных домогательствах, на что тот подал ответный иск о клевете.
- В январе 2019 года суд присудил Ким Ки Дука к выплате штрафа в размере 5 млн. вон, обвинения в сексуальных домогательствах были сняты за недостатком доказательств.
«Пьета»
2012 — «Золотой лев», главный приз 69-го Венецианского кинофестиваля
«Пустой дом»
2005 — награда Международного Кинофестиваля в Сан-Себастьяне
2004 — четыре награды Венецианского кинофестиваля
2004 — «Золотой колос» Международного Кинофестиваля в Вальядолиде (Испания)
«Самаритянка»
2004 — «Серебряный медведь» Берлинского Международного Кинофестиваля за лучшую режиссуру
«Весна, лето, осень, зима… и снова весна»
2005 — «Золотой кондор» Аргентинской Ассоциации кинокритиков за лучший иностранный фильм не на испанском языке
2003 — четыре награды Международного Кинофестиваля в Локарно
2003 — приз зрительских симпатий Международного Кинофестиваля в Сан-Себастьяне
«Береговая охрана»
2003 — три награды Международного Кинофестиваля в Карловых Варах
«Плохой парень»
2002 — награда «Восточный экспресс» Каталонского Международного Кинофестиваля
2002 — гран-при Азиатского Кинофестиваля в Фукуока (Япония)
2002 — награда Большого Колокола (Республика Корея)
«Адрес неизвестен»
2002 — приз Amakourou от молодого жюри Кинофестиваля Cinema Novo (Бельгия)
«Остров»
2001 — награда «Золотой Ворон» за лучший фильм Брюссельского кинофестиваля фантастических фильмов
2001 — две награды Международного Кинофестиваля в Порту (Португалия)
2001 — специальная награда жюри Международного Кинофестиваля в Москве
2000 — награда NETPAC Венецианского Международного Кинофестиваля
ФильмографияОбновления:
Многие российские СМИ со ссылкой на латвийский портал Delfi и Виталия Манского сообщили о том, что знаменитый корейский режиссер Ким Ки Дук скончался в ночь на 11 декабря 2020 года от осложнений после коронавируса.
Сообщается, что Ким Ки Дук приехал в Латвию 20 ноября и планировал оформить вид на жительство в этой стране. Начиная с 5 декабря он перестал выходить на связь. Виталий Манский, российский режиссер и президент «Артдокфеста», сообщил порталу Delfi, что Ким Ки Дук скончался в ночь на 11 декабря от осложнений после коронавируса. По словам Манского, это подтвердила и его переводчица.
«Официальное заявление будет делать дочь режиссера, которая сейчас находится в Южной Корее, но я могу сообщить, что в 01:20 он скончался от осложнений от COVID-19 в Латвии в больнице, где он находился», — заявил Виталий Манский Интерфаксу.
Посольство Южной Кореи в Латвии пока не комментирует эту информацию, а Министерство иностранных дел Южной Кореи заявило, что проверяет ее.
Zarina © YesAsia.ru
В Латвии от осложнений от коронавируса 11 декабря умер режиссер Ким Ки Дук — один из самых прославленных и титулованных южнокорейских авторов. На рубеже веков Ким Ки Дук стал воплощением радикального авторского кинематографа и «азиатского экстрима», так популярного на Западе. О его творчестве рассказывает кинокритик «Медузы» Антон Долин.
Через неделю Ким Ки Дук отметил бы 60-летие. За последние четверть века знаменитый корейский кинорежиссер снял 24 полнометражных фильма, не меньше половины из них становились событиями и получали фестивальные призы. Несмотря на плодовитость, Ким Ки Дук, переживавший взлеты и падения, не превратился в застывший памятник самому себе. Его картины продолжали восхищать одних и бесить других, вызывать упреки в неактуальности и одновременно — в чрезмерном радикализме.
Вне зависимости от отношения к кинематографу Ким Ки Дука трудно не признать: он был эмблематичной фигурой для современной культуры, игнорировать его значение и влияние невозможно. На излете ХХ века Ким Ки Дук воплотил все крайности радикального авторского кинематографа, снимая фильмы, перегруженные символами и метафорами, вызывающими сценами насилия и поэтическими условностями, при этом почти всегда возмутительно красивые. Отделять в них наивную аллегорию от хитрого троллинга, пафос общих мест от тонкой иронии западная публика так и не научилась — и потому, на всякий случай, Ким Ки Дука уважала (на родине, в Южной Корее, к нему относились с неизменным, росшим с годами, скепсисом). Именно для Европы и Штатов он стал воплощением «азиатского экстрима» и, шире, азиатского культурного влияния. Долгие годы он считался живым воплощением корейского кино — хотя там были звезды и до него, именитые ровесники Ли Чан Дон и Хон Сан Су пользовались не меньшим уважением; со временем публика стала уставать от Ким Ки Дука, и на первый план вышли чуть более молодые Пак Чхан Ук и Пон Чжун Хо. Тем не менее, имя Ким Ки Дука стало практически нарицательным. Такой вирусной славой на рубеже веков пользовался разве что Квентин Тарантино.
Неудивительно, что именно Ким Ки Дук с его трансгрессивным методом оказался одной из первых жертв «культуры отмены». Истории о нем в самом деле рассказывали пугающие. Одна актриса чуть не пострадала во время съемок сцены самоубийства, другие обвинили режиссера в сексуальных домогательствах — правда, ничего не было доказано, но и ответный иск Ким Ки Дука не привел ни к чему. В любом случае, в Корее он стал едва ли не персоной нон грата. Было ясно: беспощадность его фильмов плохо вяжется с культом хрупкости и личных границ, новой нормой. Последние годы Ким Ки Дук проводил на постсоветском пространстве, где его неизменно чтили: он часто бывал в Москве, участвуя в фестивалях в качестве конкурсанта или члена жюри, свой последний фильм «Растворяться» снял в Казахстане, а умер в Латвии.
Среди многочисленных фильмов Ким Ки Дука не так просто выделить самые выдающиеся. В каком-то смысле, увидев любой из них, можно получить представление обо всех остальных. При этом квинтэссенция философии и стиля Ким Ки Дука «Пьета», увенчанная в Венеции «Золотым львом» за 2012 год, — далеко не самый выразительный и цельный его фильм. Напротив, он идеально иллюстрирует уязвимые места вселенной Ким Ки Дука: скрытую под сценами жестокости крайнюю сентиментальность (в этом он наследовал Достоевскому), провокативность на грани манипуляции, оперирование устойчивыми мифологемами, которые порой делали его сюжеты довольно предсказуемыми.
«Пьета». Трейлер
Неизменным хитом фестивалей оставался его ранний «Остров» (2000) — жестокая элегия нечеловеческой красоты, герои которой заглатывали рыболовные крючки (на премьерном сеансе кто-то потерял сознание). На Московском кинофестивале в конкурсе блистал «Реальный вымысел» (тоже 2000) — откровенная картина, в которой автор разоблачал собственный метод. «Плохой парень» (2001) и «Самаритянка» (2004) с садомазохистской дотошностью исследовали темы проституции, эксплуатации женского тела и патриархального насилия. Любимым фильмом для многих стал «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003) — нелинейная буддистская притча, оформленная в духе календаря с видами корейской природы.
Вероятно, вершиной творческой карьеры Ким Ки Дука следует признать «Пустой дом» (2004), получивший сразу несколько призов в той же Венеции. Это самый строгий и таинственный фильм режиссера, в котором любовь двух отверженных, как водится, сопряжена с физическим насилием и нарушением лицемерного закона — причем маргиналы, как тени, проникающие в чужие жилища, в своих отношениях обходятся вовсе без слов.
«Пустой дом». Трейлер
Творческий кризис вылился в самый оригинальный фильм Ким Ки Дука «Ариран» (2011), основанный на одноименной корейской песне — ее исполнение со сцены кинотеатра стало с тех пор фирменным приемом режиссера. В этой исповедальной картине он сам выступил в качестве продюсера, сценариста, режиссера, оператора, монтажера и единственного актера; она была награждена призом «Особый взгляд» в Каннах. Получив после этого венецианское золото за «Пьету», Ким Ки Дук вновь принялся за эксперименты — от почти карикатурной физиологичности «Мебиуса» (2013), герой которого отрезал себе половой член, до неожиданной социально-политической «Сети» (2016), в которой северокорейский рыбак случайно попадал в Южную Корею, но патриотично требовал вернуть его на родину, к семье.
По стечению обстоятельств самый победный год для корейского кинематографа — несколько «Оскаров» для «Паразитов» Пон Чжун Хо, «Серебряный медведь» для Хон Сан Су в Берлине, — завершился трагической и внезапной смертью вдали от родины самого скандального из режиссеров Кореи, чьим завещанием стал снятый в Алма-Ате фильм, оставшийся без призов на фестивале в Москве.
Источник
Появляется все больше людей, высказывающих свое мнение против проведения церемонии почтения памяти режиссера Ким Ки Дука после его недавней кончины.
Как сообщалось ранее, режиссер был обвинен в изнасиловании и нападении на трех женщин в 2018 году. Он скончался 11 декабря в Латвии из-за осложнений после COVID-19.
Ким Ки Дук был известен за вклад в корейскую киноиндустрию и свои работы в стиле артхаус, такими как «3-железо», «Самаритянка», «Ариран», «Весна, лето, осень, зима… и весна», «Пьета» и «Один на один», однако обвинения в изнасилованиях и сексуальных домогательствах в 2018 году положили конец его режиссерской карьере. Обвинения в адрес режиссера были сняты за отсутствие доказательств, но он был оштрафован на 5 миллионов вон (~4,579 долларов). После этого он подал в суд на одного из своих обвинителей за клевету, но проиграл.
Поскольку после смерти он оставил сложное наследие, у некоторых людей, связанных с киноиндустрией, появилось мнение, что не стоит чтить его память.
«Я перестал преподавать фильмы Ким Ки Дюка своим ученикам в 2018 году, когда по корейскому телевидению показали передачу о его сексуальных домогательствах. Если кто-то совершает такое ужасное насилие над людьми, то это просто неправильно – чтить его память. Мне все равно, гений ли он (а я так не думаю).»
«Два года назад подтвердилось его женоненавистничество, которое до этого только вроде бы казалось в его фильмах. Тогда несколько женщин выступили с шокирующими обвинениями о его поведении на съемочное площадке. Примерно в то же время на Берлинском кинофестивале дебютировал его новый фильм. Это был последний из его фильмов, который я смотрел.»
«После сегодняшних внезапных новостях о смерти Ким Ки Дука, изначально я сопротивлялся желанию говорить о мертвом плохо, но мне грустно видеть столько громких сожалений (в основном с запада) о кончине великого художника, ни говоря уже о его ужасном поведении на съемочной площадке.»
Тем временем, тело Ким Ки Дука будет кремировано в Латвии, а его прах вернется к семье в Корею. С такой просьбой в посольство Кореи в Латвии обратилась семья покойного.
Little Unicorn © YesAsia.ru