Ясудзи́ро О́дзу (12 декабря 1903 года, Токио - 12 декабря 1963 года, там же) - один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры.
Одзу черпал сюжеты своих фильмов из повседневной жизни японской семьи в эпоху послевоенной трансформации (вестернизации) традиционного общества. В отличие от А. П. Чехова и Джейн Остин, с которыми его иногда сравнивают, картина мира и способ её представления на экране у Одзу завязаны на специфической культурной традиции, восходящей к буддизму и синтоизму.
Отношения между близкими людьми показаны с тонким психологизмом, без критических оценок и сентиментальности.
В 1954 году Одзу был избран председателем Ассоциации японских кинорежиссёров, в 1958 году награждён орденом «Мурасаки дзю хосе». За пределами Японии до 1970-х гг. был практически неизвестен. Местные киностудии старались не показывать фильмы «бога кино» за рубежом из опасений, что они не будут поняты, ибо запечатлевают «домашний» образ Японии, уклад повседневной жизни.
На Западе известность к Одзу пришла посмертно, после публикации в 1972 г. монографии Пола Шредера.
К 1992 году международная репутация Одзу выросла до такой степени, что по результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound, картина Одзу
"Токийская повесть" 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа - наряду с «Гражданином Кейном» и «Правилами игры».
В 1985 году немецкий режиссёр Вим Вендерс снял фильм «Токио-га» о поисках японской столицы, какой она предстала ему в фильмах Ясудзиро Одзу. Ему же он посвятил (наряду с Тарковским и Трюффо) свой фильм «Небо над Берлином».
Вендерс называет творчество японца «продолжительной истиной, которая длилась от первого до последнего кадра».
© Википедия.