Акира Куросава, самый младший из восьми детей в семье Исаму и Шимы Куросавы, родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая.
Отец, директор военной школы для подростков, старался, чтобы его сыновья узнавали не только японскую, но и западную культуру. Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Но через несколько лет жизнь Хейго оборвётся трагически — он уйдёт в горы и покончит с собой.
Уже в раннем детстве Акира обнаружил склонность к занятию искусством. В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. Одна из написанных им картин - "Сэйбуцу" - в 1928-м году была принята на выставку "Ника-тэн". Однако поступить в колледж юноша не смог и решил заняться кино.
В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место ассистента режиссёра, Акира был принят в компанию "PCL" (Photo Chemical Laboratories, впоследствии известной как "Toho Studios). Через семь лет работы ассистентом режиссёра Куросава впервые получил возможность реально поучаствовать в создании фильма — для картины "Гений дзюдо" (1943) он сам написал сценарий. Фильм рассказывал о развитии дзюдо в Японии в конце XIX века. Затем последовали ещё десять успешных фильмов, в том числе "Самые красивые", "Гений дзюдо II", "Не сожалею о своей юности", "Великолепное воскресенье" и другие.
После войны на студии "Тохо" большое влияние приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссёрами "Тохо" он выпустил фильм о профсоюзах - "Творящие завтрашний день" (1946), после чего пришёл к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано.
За мелодраматическую историю о двух влюблённых "Весёлое воскресенье" (1947) Куросава был удостоен звания "Лучший режиссёр года", но сам режиссёр считал свою работу далекой от идеала.
Переломным в жизни и творчестве Куросавы считается 1948 год. В феврале этого года умер его отец, что стало страшным потрясением для Акиры и в том же году он встретился с малоизвестным актёром Тосиро Мифунэ. Их первая совместная работа "Пьяный ангел" (1948) стала, по признанию Куросавы, его первой, по-настоящему независимой картиной. Именно с этого фильма и началось многолетнее сотрудничество режиссёра и актёра: Мифунэ снялся во многих фильмах Акиры Куросавы.
Большая известность и признание пришли к режиссеру в 1950-м году после выхода на экраны фильма "Расёмон", где главные роли сыграли Тосиро Мифунэ и Симура Такаси. Фильм был снят в жанре "дзидайгэки" (фильмы о самураях). Этот фильм, наполненный философским смыслом, переносил зрителя одновременно и в прошлое, и в будущее, рассказывая о насилии и убийстве в феодальной Японии с четырёх абсолютно разных точек зрения. Картина была отмечена критиками всего мира, а о появлении Куросавы на международном экране было заявлено триумфом фильма на кинофестивале в Венеции. "Расёмон" был удостоен главного приза "Золотой лев" (первый в истории фильм не из Европы, получивший этот приз) и специальной премии "Оскар" на церемонии 1952 года за лучший иностранный фильм года.
В 1951 году Куросава снимает второй фильм для японской киностудии Shochiku (первым был фильм "Скандал") - киноадаптацию романа Фёдора Достоевского "Идиот". Акира, с юности полюбивший творчество Достоевского, давно хотел снять эту картину. Оригинальная версия фильма должна была состоять из двух частей и продолжаться 265 минут экранного времени. Фильм полностью снимался в студии (так пожелал режиссёр). Но после съёмок студия сочла фильм слишком длинным и заставила режиссёра перемонтировать и сократить его до 166 минут.
"
Из всех фильмов, которые я снимал, чаще всего мне писали об этом… Я хотел сделать "Идиота" задолго до "Расёмона". С раннего возраста я полюбил русскую литературу и я понял, что Достоевский - лучший, я долго думал о том, что из этой книги можно сделать замечательный фильм. Достоевский всё ещё остаётся моим любимым писателем, и он единственный, как я считаю, кто правдиво писал о человеческом существовании", – Акира Куросава.
4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы Шима. После чего он снял один из своих самых печальных фильмов - "Жить", по повести Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича", тепло принятый зрителями. Фильм был отмечен премией "Серебряный медведь" на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно важное событие произошло в жизни режиссёра в этом году - 29 апреля у него родилась дочь Казуко.
Легендарными стали и следующие работы режиссера: "Семь самураев" и антивоенная драма "Я живу в страхе". В 1957 году по мотивам пьесы Уильяма Шекспира "Макбет" Куросава снял картину "Трон в крови", затем вышла драма "На дне", по одноименной пьесе Максима Горького, мастер придал ей сатирический оттенок. В это время Куросава также работал над сценарием для фильма "Трое негодяев в скрытой крепости", ремейк которого вышел в Японии в 2008 году.
В апреле 1959 года Куросава создал собственную кинокомпанию "Куросава про". Первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация "Гамлета" под названием "Злые остаются живыми". Последующие фильмы Куросавы также стали очень известны: "Телохранитель", "Телохранитель 2: Отважный Сандзюро", "Рай и ад", "Красная борода" и "Под стук трамвайных колес" - первый цветной фильм режиссера.
Но в Японии такие картины Куросавы, как "Рай и ад", "Красная борода" и некоторые другие имели скромный прокат. Куросава, невероятно популярный за рубежом, не мог похвастаться признанием и расположением в родной стране. Кинокомпания "Куросава про" оказалась на грани банкротства. Поэтому режиссер принял неординарное решение.
В 1966 году он согласился поставить в Голивуде фильм "Поезд-беглец" с американскими актёрами, а в 1967 году - японские эпизоды картины "Тора! Тора! Тора!" ("Тигр! Тигр! Тигр" - кодированный радиосигнал о нападении японцев на Пёрл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании "XX век - Фокс" в декабре 1968 года Куросава прервал съёмки. Причём американцы объявили, что у японского режиссёра случилось нервное расстройство. Куросава разорвал контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвратился в Японию. Год невыносимо трудной работы, двадцать восемь вариантов сценария - и всё напрасно...
В декабре 1971 года из-за творческого кризиса режиссер даже пытался покончить с собой: заперевшись в ванной, он вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.
В марте 1973 года Куросава вместе с советским писателем Юрием Нагибиным начал работу над сценарием фильма "Дерсу Узала", по мотивам произведений Арсеньева. Работа длилась более двух лет. Натурные съёмки проходили в Уссурийской тайге. В 1975 году фильм "Дерсу Узала" вышел на широкие экраны. Он получил "Золотой приз" Московского международного кинофестиваля, а затем премию "Оскар" как лучший иностранный фильм года.
Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своём загородном доме: в нескольких роликах он снялся сам. Также он опубликовал две книги: "Попытка автобиографии" (1978) и "Кагёмуся" (1979) - сценарий и его собственные рисунки к фильму. Картину "Кагёмуся" (1980) профинансировали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, "Сезара" и выдвигался на "Оскара" в двух номинациях.
В ноябре 1983 года в Йокогаме открылась студия "Куросава-фильм". Режиссёр снова возвратился к Шекспиру. На этот раз он написал сценарий по пьесе Шекспира "Король Лир". Фильм вышел под названием "Ран" (1985) и получил четыре номинации на премию "Оскар", в том числе за режиссуру. Но Куросава не особенно радовался наградам - 1 февраля 1984 года в возрасте 63-х лет умерла его жена Його Якути.
В дальнейшем новые картины Куросавы выходили с существенными перерывами, но всегда получали признание критиков и международных зрителей. Среди проектов последнего периода творчества стоит отметить номинированные на "Оскар" самурайские эпопеи "Кагемуся: Тень воина" и "Ран", а также серию небольших новелл "Сны Акиры Куросавы" и драму "Августовская рапсодия". Последний фильм мастера - драма "Еще нет" (1993) - переносила зрителя во времена второй мировой войны и рассказывала о нравственной ответственности и связи поколений
В апреле 1993 года компания "Тохо" выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках.
Несмотря на почтенный возраст, режиссёр был полон творческих планов: Акира также писал сценарии ко множеству других картин.
Перед своей смертью он работал над лентой "После дождя": написал сценарий к этому фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми. В этом проекте Акира Куросава также выступил и в качестве сопродюсера. Сценарий был основан на одноимённой короткой повести Сюгоро Ямамото.
Культовый режиссер скончался 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая в возрасте 88 лет. Он был похоронен в Камакуре при храме Анъё-ин.
Куросава по праву считается классиком японского кино, чьё творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф. Шесть картин режиссера входят в 250 лучших фильмов по версии IMDb (IMDb Charts Top Rated Movies) . Его фильмами восхищались многие именитые режиссёры, среди них Федерико Феллини, Джордж Лукас, Андрей Тарковский и многие другие.
С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, "наполненных гуманизмом".
Личная жизнь21 мая 1945 года Акира Куросава женился на актрисе Його Якути, 20 декабря в семье родился первенец — Хисао.
29 апреля 1952 года родилась дочь Казуко.
"Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (1952, за фильм "Расёмон").
"Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (1975, за фильм "Дерсу Узала").
Премия "Давид ди Донателло" (1977): Лучший иностранный режиссер ("Дерсу Узала")
Золотая пальмовая ветвь" (1980, "Тень воина").
В марте 1990 года - почётный "Оскар" за вклад в киноискусство.
Номинация на премию гильдии режиссеров Америки (1952): Лучший режиссер ("Расемон")
В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.
Указом Президента СССР № УП-1605 от 12 марта 1991 года награждён орденом Дружбы народов "За большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией".
СценаристЦубаки Сандзюро (2007)Лишь море знает (2002)После дождя (2000)Герой-одиночка(1996)
Ещё нет (1993)Августовская рапсодия (1991)Сны Акиры Куросавы(1990)
Поезд-беглец(1985)
Ран(1985)Слава(сериал, 1982–1987)
Кагемуся: Тень воина(1980)
Дерсу Узала(1975)
Nora inu(1973)
Тора! Тора! Тора!(1970)
Под стук трамвайных колес (1970)Xue cheng(1968)
Гений дзюдо(1965)
Красная борода (1965)Jakoman to Tetsu(1964)
За пригоршню долларов(1964)
Гнев(1964)
Рай и ад(1963)
Мастер меча(1962)
Телохранитель 2: Отважный Сандзюро (1962)Телохранитель (1961)Плохие спят спокойно(1960)
Великолепная семерка(1960)
Пьеса недели(сериал, 1959–1961)
Летопись банды эпохи Сэнгоку(1959)
Трое негодяев в скрытой крепости (1958)Трон в крови(1957)
На дне(1957)
Триста миль в тылу врага(1957)
Kieta chutai(1955)
Asunaro monogatari(1955)
Sugata Sanshiro(1955)
Я живу в страхе(1955)
Семь самураев(1954)Дуй, весенний ветерок(1953)
Бродяги Сэнгоку(1952)
Жить(1952)
Араки Матаэмон: Дуэль на перекрестке у лавки ключей(1952)
Kedamono no yado(1951)
Идиот(1951)
Туда, где любовь и ненависть(1951)
Jiruba Tetsu(1950)
Побег на рассвете(1950)
Скандал(1950)
Расёмон(1950)Jigoku no kifujin(1949)
Тихая дуэль(1949)
Бездомный пес(1949)
Дзякоман и Тэцу(1949)
Пьяный ангел(1948)
Портрет(1948)
Четыре истории любви(1947)
Великолепное воскресенье(1947)
По ту сторону Серебряного хребта(1947)
Не сожалею о своей юности(1946)
Appare Isshin Tasuke(1945)
Легенда о великом мастере дзюдо 2(1945)
Идущие за хвостом тигра(1945)
Dohyô matsuri(1944)
Dohyosai(1944)
Самые красивые(1944)
Легенда о великом мастере дзюдо(1943)
Триумф крыльев(1942)
Seishun no kiryu(1942)
Лошадь(1941)
РежиссерЕщё нет (1993)Августовская рапсодия (1991)Сны Акиры Куросавы(1990)
Ран(1985)Кагемуся: Тень воина (1980)Дерсу Узала(1975)
Под стук трамвайных колес(1970)
Красная борода (1965)Рай и ад(1963)
Телохранитель 2: Отважный Сандзюро (1962)Телохранитель (1961)Плохие спят спокойно(1960)
Трое негодяев в скрытой крепости(1958)
Трон в крови(1957)
На дне(1957)
Я живу в страхе(1955)
Семь самураев(1954)Жить(1952)
Идиот(1951)
Скандал(1950)Расёмон(1950)Тихая дуэль(1949)
Бездомный пес(1949)
Пьяный ангел(1948)
Великолепное воскресенье(1947)
Не сожалею о своей юности(1946)
Творящие завтрашний день(1946)
Легенда о великом мастере дзюдо 2(1945)
Идущие за хвостом тигра(1945)
Самые красивые(1944)
Легенда о великом мастере дзюдо(1943)
Лошадь(1941)
МонтажерЕщё нет (1993)Августовская рапсодия (1991)Ран(1985)Наследство пятисот тысяч(1963)
Телохранитель(1961)
Плохие спят спокойно(1960)
Трое негодяев в скрытой крепости(1958)
На дне(1957)
Asunaro monogatari(1955)
Семь самураев(1954)Идиот(1951)
Расёмон(1950)По ту сторону Серебряного хребта(1947)
Не сожалею о своей юности(1946)
Легенда о великом мастере дзюдо 2(1945)
Легенда о великом мастере дзюдо(1943)
Лошадь(1941)
ПродюсерКагемуся: Тень воина(1980)
Под стук трамвайных колес(1970)
Гений дзюдо(1965)
Рай и ад(1963)
Телохранитель(1961)
Плохие спят спокойно(1960)
Трое негодяев в скрытой крепости(1958)
Трон в крови(1957)
На дне(1957)
Haru no tawamure(1949)
Бездомный пес(1949)