Действие происходит в Японии в середине XIX века, незадолго до революции Мэйдзи.
Бродяга-самурай (ронин) Сандзюро Кувабатакэ бродит по пустынной местности. Он останавливается на ферме, где слышит, как пожилая пара сетует на то, что их единственный сын бросил работу на ферме, чтобы убежать и присоединиться к криминальной банде в соседнем городе, в котором враждует два клана.
Незнакомец направляется в город, где он встречает Гонджи, владельца таверны, который советует ему покинуть город.
Он рассказывает о двух воюющих кланах: Ушитора и Сэйбэя, которые в основном занимаются азартными играми. Мэр города и его торговец шелком, Тазаемон, давно был подкуплен кланами и присоединился к пивовару саке Токуэмону, объявив его новым мэром. Оценив ситуацию, незнакомец говорит, что намерен остаться, так как городу будет лучше, если обе враждующее стороны будут уничтожены.
- Фильм режиссёра Акиры Куросавы, снятый в жанре дзидайгэки.
- Куросава отмечал, что основным источником для сценария послужил фильм «Стеклянный ключ» 1942 года, адаптация одноимённого романа Дэшила Хэммета. Множество критиков также отмечали схожесть сценария фильма с романом Хэммета «Кровавая жатва».
- Фильм получил множество положительных отзывов, и за многие годы его считали одним из лучших фильмов Куросавы и одним из величайших фильмов, когда-либо созданных.
- Он находится на 129 месте в 250 лучших фильмов по версии IMDb.
- Также послужил основой для фильма Серджо Леоне «За пригоршню долларов», помимо стиля покадрово копировались многие сцены. Поэтому этот спагетти-вестерн был обвинен в плагиате. Акира Куросава подал в суд иск за нарушение авторских прав и выиграл процесс. По решению суда создатели вестерна выплатили Куросаве 100 000 долларов, 15 % сборов от проката фильма и уступили права на прокат фильма в Японии, Южной Корее и на Тайване.
- В 1962 году Акира Куросава снял картину о дальнейших похождениях ронина Сандзюро —
Телохранитель 2: Отважный Сандзюро. В качестве литературной основы на этот раз было выбрано произведение не Дэшила Хэммета, а местного японского писателя Сюгоро Ямамото.
- В 1961 году фильм участвовал в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля и завоевал Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Тосиро Мифунэ).
- В 1962 году картина была номинирована на премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов для чёрно-белых фильмов (Ёсиро Мураки).