Такеши Китано родился 18 января 1947 года в Токио, Япония.
Он четвертый ребенок в семействе наполовину корейца, маляра Кикудзиро и домохозяйки Саки получил имя Такэси (Такеши). Родители, не с чужих слов знакомые с трудностями, в которые жизнь «окунает» всякого в нее приходящего, «закодировали» сына на успех. Ведь на японском языке «такэ» – бамбуковый побег, гибкий и стойкий, преодолевающий все преграды на пути к солнцу.
Младший Китано – любимец бабушки. Женщина взяла на себя заботы о маленьком внуке и воспитывала его до поступления в начальную школу. Мама и бабушка приложили максимум сил для подготовки Такеши к школе, и он стал лучшим учеником. Учителя отметили успехи мальчика и по математике, и по предметам, где требовался творческий подход.
После окончания начальной школы мама настояла, чтобы сын получил образование в престижной высшей школе. Там Такеши Китано тоже показывал отличную успеваемость. Парень не только корпел над учебниками, но и успевал посещать секции бейсбола и бокса. Позже спортивный опыт пригодился режиссеру для работы над фильмами «Ребята возвращаются» и «Точка кипения».
В высшей школе Китано пристрастился к ракуго. Это японский вид искусства, родившийся в XVI-XVII веках, соединивший литературу и театр. Рассказчик выходил на подмостки театра ёсэ и представлял миниатюру или длинный рассказ публике. Увлечение ракуго повлияло на дальнейшую биографию Такеши Китано. Но после окончания школы будущий режиссер по настоянию матери стал студентом университета Мэйдзи, престижного частного учебного заведения. Такеши выбрал инженерный факультет. Через год Китано утратил интерес к учебе.
Он оставил вуз (через пару лет его отчислили за пропуски), ушел из дома и окунулся в особый мир Синдзюку – административного центра Токио, где расположились богемный квартал «Голден Гай» с компактными барами и клубами, старинный увеселительный квартал «Кабуки-тё» и знаменитый ханамати (квартал гейш) Кагурадзака.
В поисках себя Такеши Китано перепробовал много занятий. Подрабатывая официантом в джаз-барах, молодой человек увлекся джазом и стал тонким ценителем этого музыкального направления. В то же время Китано познакомился с первопроходцами андеграунда в киноискусстве.
Спустя несколько лет исканий Такеши Китано решил стать переводчиком и намерился получить образование за рубежом. Чтобы заработать деньги на учебу, он устроился таксистом, но через полгода ушел на автозаправку. К этому времени токиец снялся в эпизодах ранних картин режиссера Кодзи Вакамацу, с которым ранее познакомился в джаз-баре. Актерство все больше увлекало Такеши, и он поймал себя на желании стать профессиональным лицедеем. Такая возможность подвернулась Такеши Китано в 1972 году. Он устроился в бар «Франция», где арт-директором работал известный артист Сэндзабуро Фуками. Китано работал лифтером, а в свободное время Фуками учил его азам комедийного жанра.
Вскоре начинающий артист создал мандзай – комедийный дуэт – с компаньоном и ровесником Дзиро Канэко. Дуэт выступал в барах, стрип-клубах, кабаре и приобрел скандальную славу шутками на грани фола. Часто выступления заканчивались потасовками. Такеши и Канэко придумали название дуэту – «Два Бита». Творческий псевдоним «Бит Такэси» Китано сохранил навсегда.
Настоящим именем Такеши подписывается только под режиссерскими работами. В остальных случаях поэт, писатель, художник, актер и телеведущий предпочитает называться Beat Takeshi. «Два Бита» завоевали оглушительную популярность у публики, но из-за употребления непристойной лексики, излишней прямолинейности и сальных шуток экстравагантных артистов неоднократно предлагали вычеркнуть из мандзай-ассоциации.
В 1980-м «Два Бита» появились на телеэкранах в телепередаче «Мандзай-бум». Шоу набрало высокие рейтинги, но в 1982 году комический дуэт распался. Критики называют «Двух Битов» самым удачным дуэтом японской сатиры 1970-80-х. После распада дуэта Такеши Китано стал телеведущим десятка юмористических телепроектов и ток-шоу, завоевав авторитет самого популярного комика Японии. С 1986 по 1989 год артист вел комедийное шоу «Замок Такэси». В этот период он записал сольный альбом, гастролировал с концертами и написал первые книги.
Фильмы
В 1989 году Такеши Китано пригласили сыграть главного персонажа в картине «Жестокий полицейский». По одной версии, режиссер Киндзи Фукасаку заболел и не смог доснимать фильм, по другой – покинул проект из-за разногласий с кинокомпанией. Взяться за режиссерскую работу предложили Китано. Так он дебютировал в качестве режиссера. Главную роль в боевике тоже сыграл он. В титрах актер значится как Бит Такэси, в то же время режиссером указан Такеши Китано. Триллер был снят за неделю.
Вторая картина японского режиссера вышла на экраны в 1990 году. Это криминальная драма с элементами комедии «Точка кипения». Такеши Китано дебютировал в фильме как сценарист. Позже кинокритики написали, что «Точка кипения» – первый фильм Такеши Китано, в котором появился авторский стиль режиссера: затяжные стоп-кадры, предельная жестокость и неизменный со времен «Двух Битов» черный юмор.
Премьера третьего проекта – драмы «Сцены у моря» – состоялась в 1991 году. Главный герой – мусорщик, мечтающий научиться кататься на доске для серфинга. Из-за глухонемоты ему трудно стать серфингистом. Издевательства и насмешки сопровождают занятия начинающего спортсмена.
Мировая аудитория узнала о японском режиссере в 1993 году, когда вышел триллер Китано «Сонатина». В главной роли появился сам Бит Такэси, сыграв токийского якудзу Муракаву. Герой Такеши отправлен на остров, чтобы прекратить войну двух кланов. Узнав, что поставленное задание – ловушка, Муракава превратил происходящее в жестокий фарс. Кинокритики заметили, что фатализм ключевого персонажа, совмещенный с трагикомичностью, – это авторский стиль режиссера, его «визитка».
Комедия Такеши Китано «Снял кого-нибудь?» напомнила поклонникам режиссера о комедийных корнях Бита Такэси. Она вышла в 1995 году. Режиссер появился в главной роли. Этим проектом Такеши заявил, что не желает угождать зрителю, снимая коммерческие ленты.
В 1997 году Такеши Китано презентовал поклонникам свою криминальную драму «Фейерверк», в которой снова сыграл главного героя. Занявшись после аварии на мотоцикле в 1994-м живописью, Китано представил ее в фильме. Стиль художника ценители изобразительного искусства сравнили со стилем Марка Шагала. «Фейерверк» удостоился главного приза Венецианского кинофестиваля.
Спустя два года Такеши Китано снял роуд-муви-комедию «Кикудзиро», где сыграл неотесанного на первый взгляд мужлана, взявшего на себя заботу об осиротевшем соседском мальчике. К финалу фильма герой Бита Такэси превращается в трогательного добряка. В Каннах зрители встретили «Кикудзиро» десятиминутными аплодисментами стоя.
В 2000-м состоялась премьера триллера «Брат якудзы». Ленту режиссер снял в Лос-Анджелесе. Главный персонаж фильма (Бит Такэси) – якудза из Токио, сбежавший в США, чтобы построить наркоимперию. Понимая, что цели не достичь, якудза продолжает начатое дело. В финале герой Китано, спокойно расплатившись в кафе, выходит к врагам на верную смерть. В том же году Такеши Китано снялся в картине Киндзи Фукасаку «Королевская битва». Через три года вышел сиквел драмы, в который Фукасаку снова пригласил Китано.
В 2002 году японский режиссер подарил зрителям красочную мелодраму «Куклы», в которой не участвовал как актер. Это фильм о любви, созданный по мотивам классической японской пьесы для театров бунраку. Такеши Китано написал сценарий картины. Драму показали на кинофестивале в Венеции. В Японии в начале 2000-х Китано ценили меньше, чем за рубежом. Его критиковали за неспособность повторить успех проектов «Фейерверк» и «Сонатина». Такеши снял свой 11-й фильм «Затойчи», боевик и пародию. Режиссер снова забрал себе главную роль. Фильм стал самой коммерчески успешной работой Такеши Китано, получив награды в Японии, Европе и Америке.
В 2010-м звезда кино Такеши Китано порадовал поклонников режиссерско-актерского таланта криминальной драмой «Беспредел». Это очередная картина о якудза после длительного перерыва в этом жанре. Драма имела громкий успех и была номинирована в Каннах на «Золотую пальмовую ветвь». Через 2 года Такеши Китано снял продолжение, назвав его «Полный беспредел». Премьера состоялась в октябре 2012. Картина была номинирована на «Золотого льва» в Венеции. Приз Такеши Китано получил от Asian Film Awards («Азиатской кинопремии») как лучший режиссер. В 2017 году Китано анонсировал третью часть – «Беспредел: последняя глава».
В 2017 году зрители увидели токийца в боевике в жанре «киберпанк» «Призрак в доспехах». Такеши Китано снялся в главной роли вместе со Скарлетт Йоханссон и датчанином Пилу Асбеком.
Режиссер картины – британец Руперт Сандерс – перенес действие фильма в недалекое будущее, когда кибернетика войдет в повседневность человечества. Премьера фильма состоялась в середине марта 2017 года в Японии. В России боевик показали 30 марта.
В 2019 году присоединяется к актерскому составу исторического спортивного сериала "Идатэн", сюжет которого охватывает 52 года истории и освещает события Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме, 1936 года в Берлине и 1964 года в Токио. В центре сюжета Канакури Шисо - первый японец, который принял участие в Стокгольмской Олимпиаде и достиг мирового рекорда, и Табата Масадзи, который сделал возможным проведение Олимпиады в Японии.
Личная жизньВ период выступлений в составе комедийного дуэта «Два Бита» Такеши Китано познакомился с коллегой из женского мандзай-дуэта Мики Мацуда. Артисты поженились в 1979 году. Через месяц молодые супруги перебрались на север Токио. Весной 1981 у них родился первенец Ацуси, а осенью следующего года появилась дочь Секо, ставшая актрисой и певицей. Секо снялась в эпизоде отцовского проекта «Фейерверк».
Такеши Китано известен нелюбовью к журналистам. В середине 1980-х папарацци запечатлели звезду с неизвестной девушкой, раструбив, что это молодая любовница режиссера. Китано в приступе ярости с компанией друзей ворвался в редакцию и устроил потасовку. После судебного заседания ему на полгода запретили появляться на экране, а журналистов, желающих взять интервью у знаменитости, предупреждают об опасности затеи и просят избегать острых вопросов.
В 1994 году, когда актер получил серьезные травмы, попав в аварию на мотоцикле, Микико с грудным ребенком поселилась рядом с палатой интенсивной терапии, где находился ее супруг. Однако с течением времени отношения между супругами охладели, и в последние годы они жили раздельно. В 2019 году пара оформила развод.
У Такеши Китано двое детей — сын Ацуси (1981 г.р.) и дочь Сёко (1982 г.р.).
Это интересно- запрещает снимать себя с правой стороны, так как его правая половина лица была парализована в результате аварии.
- запрещает задавать вопросы о своем отце. В связи с этим ходят слухи, что его отец состоял в Якудза. Считается, что именно поэтому ему удается так тонко передать повадки Якудза в своих фильмах.
- его перу принадлежит полсотни книг – романов, рассказов, сборников со стихами и статьями о кинематографе.
- Такеши Китано обожает математику. По его словам, если бы в юности не «сбился с пути» и не увлекся сценой и кинематографом, непременно стал бы математиком. В то же время высказывания Китано о математике достаточно противоречивы: от утверждения о том, что её средствами можно описать мир и всё в нем происходящее до мини-фарса устроенного в собственной образовательной телепрограмме, где Китано сказал, что при изучении математики в школе — достаточно, чтобы ответы школьников совпадали с правильными, а остальное особого значения не имеет. Так или иначе, уже на протяжении многих лет Китано делал и продолжает много делать для популяризации математики по телевидению, где он в доступной форме пытается донести до зрителей красоту этой науки. Вклад Китано был отмечен призом Японского национального математического общества в 2008 году.
- в начале 2000-х престижный токийский университет Мэйдзи, словно извиняясь за исключение Такеши в 1970-х, присудил ему степень бакалавра, а в 2008 году национальное математическое общество Страны восходящего солнца отметило вклад Китано в науку.
- он - один из лучших в Японии телеведущих и лицо VIERA – торговой марки компании Panasonic, выпускающей «плоские» телевизоры.
- у него незаконченное, но в достаточной степени фундаментальное высшее техническое образование
- в 1992 году в ежемесячном журнале "Синтё 45" была опубликована серия эссе Китано, в которой он с большим сарказмом и скепсисом подверг критике начавшийся в то время в политических и финансовых кругах Японии "экологический бум", назвав его надувательством и показав его несостоятельность. В июне того же года на передовице "Асахи симбун" появилась разгромная статья "Бит Такэси и экология", где Китано вменялось равнодушие к экологическому кризису. Последний же, в очередной раз уличив своих критиков в близорукости, в новой серии очерков в том же "Синтё 45" отметил, что неразумно понимать его слова буквально и столь прямолинейно. Вопрос отношения Китано к экологическим проблемам получил широкую огласку, вплоть до того, что в 1996 году стал темой сочинения на вступительных экзаменах на педагогическом факультете университета префектуры Ямагата.
- в 2010 году получил высший орден Франции, присуждаемый в области культуры, - орден Командора Искусств и литературы.
https://24smi.org/
1. У Китано абсолютный режиссерский слух. Когда в начале "Жестокого полицейского" не терпящий отлагательств коп Азума идет по пешеходному мосту, минут пять, на камеру, под японизированного Эрика Сати, понимаешь: шутки кончились.
2. Никто не снимает сейчас кино чище, чем Китано. Это кино жестов и взглядов. Слова ему не нужны. Оно на две трети состоит из пауз. В них пространство раскрывает всю абсурдность происходящего, но люди не замечают этого.
3. Китано - это Япония, какой мы ее еще никогда не видели. У Японии есть злачный низ (якудза, школьное садомазо) и благородный верх (самурайский кодекс, чайная церемония). И нет середины. Китано первым связал низ с верхом в своих непристойных самурайских трагедиях о неизбежной судьбе с глушителем американского производства.
4. Китано - отличный комик. Не только по первой профессии. Не только в комедиях. Полумертвый солнечный луч высвечивает из темноты контуры мужского лица. Мужчина крайне сосредоточен; кажется, он готовится к прыжку. Потом дверь распахнется, и мы поймем, что он сидел на горшке. Так начинается самый хамский фильм Китано "Точка кипения".
5. Насилие Китано. Никаких гор трупов, никакого балета пуль. Палочкой для лапши в глаз. Бейсбольной битой по горлу. Мордой в унитаз. По-дурацки, скомканно. Дико страшно. Очень смешно. Тарантино не зря называет его учителем.
6. Китано - красивый мужчина. Смотреть на его евразийское лицо не менее приятно, чем на Богарта или Делона. Теперь, когда это лицо наполовину парализовано из-за мотоциклетной аварии, - еще приятнее. Больше харизмы.
7. Китано - это настоящее мужское кино. Мужчины понимают его без слов. Женщины узнают про ахиллесовы пяты. Жизнью мужчин управляет неписаный Код. Их желания несущественны. Уклониться от Кода - значит потерять честь. Мы все хотели бы уметь держать пулю, как он.
8. Китано постоянно ускользает. Когда он шутит, а когда говорит всерьез - совершенно непонятно. Он не хочет быть пригвожден. Поэтому он разный. Снимает кино для всей семьи: малышам - "Кикуджиро", потом для старшенького - "Снял кого-нибудь?", а уж ночью, для родительских тайных радостей, - "Жестокий полицейский".
9. Китано знает толк в смерти. Он виделся с ней на своем мотоцикле и не был ей чужим до этого. Настоящий самурай не думает ни о чем, кроме нее, поэтому смерть не может застичь его врасплох. Когда все кончено, только и можно жить. Но это уже после собрания сочинений.
©Михаил Брашинский
Nikkan Sports Film Awards Лучший дебют
Violent Cop / Sono Otoko, Kyobo ni Tsuki // Жестокий полицейский (1989)
Yokohama Film Festival Лучший режиссёр
Violent Cop / Sono Otoko, Kyobo ni Tsuki // Жестокий полицейский (1989)