Могут ли компьютеры думать творчески, как люди? Возможно ли создать алгоритм, описывающий интуицию? Этими и другими вопросами задаются в компании Deep Mind, занимающейся искусственным интеллектом и недавно купленной Google.
Ее создатель, вундеркинд Демис Хассабис, купил первый компьютер в 8 лет — на призовые от выигранного шахматного турнира. Его мечта — научить машину играть лучше человека — в арканоид, в Starcraft, в другие видеоигры, но особенно — в го, древнюю китайскую игру, которая считается самой сложной из когда-либо придуманных человеком.
И вот программа создана — она называется AlphaGo — и уже обыграла профессионального игрока со счетом 5:0. Теперь у команды Хассабиса более серьезный вызов — сразиться с лидером мирового рейтинга, обладателем 9-го дана Ли Сэдолем.
Никогда ранее за 4000-летнюю историю Го, лучшие мастера этой игры не проигрывали компьютерам. Но здесь речь идет не о простых программистах. В проект были вложены миллионы долларов, а в распоряжении разработчиков была вся вычислительная мощь корпорации Google. Мало того, сам основатель Google Сергей Брин лично курировал проект и наблюдал за игрой из зрительного зала.
Режиссер Грег Кохс (номинант на "Оскар) в своем повествовании переносит нас из залов Кембриджа на задворки Бордо, а затем в Лондон и из Лондона в Сеул. И, когда начинает разворачиваться драма, вопросов возникает еще больше: Что может противопоставить искусственный интеллект 3000-летней игре? Чему он может научить человечество? Сможет ли человек противостоять машине?
Дополнительная информация
Го (яп. 碁; также кит. 围棋 вэйци, кор. 바둑 падук) — логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием, возникшая в Древнем Китае, по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч лет назад. До XIX века культивировалась исключительно в Восточной Азии, в XX веке распространилась по всему миру. По общему числу игроков — одна из самых распространённых настольных игр в мире. Входит в число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр.
AlphaGo — программа для игры в го, разработанная компанией Google DeepMind в 2015 году. AlphaGo стала первой в мире программой, которая выиграла матч без гандикапа у профессионального игрока в го на стандартной доске 19 × 19, и эта победа ознаменовала собой важный прорыв в области искусственного интеллекта, так как большинство специалистов по искусственному интеллекту считало, что подобная программа не будет создана ранее 2020—2025 годов. В марте 2016 года программа выиграла со счётом 4:1 у Ли Седоля, профессионала 9-го дана (высшего ранга), во время исторического матча, широко освещавшегося в прессе. После победы в матче Корейская ассоциация падук присвоила AlphaGo «почётный 9-й дан» за «искренние усилия» программы в овладении мастерством игры.
Победу AlphaGo над Ли Седолем часто сравнивают с шахматным матчем между программой Deep Blue и Гарри Каспаровым 1997 года, где победа программы, созданной IBM, над действовавшим чемпионом стала символической точкой отсчёта новой эпохи, когда компьютеры превзошли людей в шахматах.
В отличие от Deep Blue, AlphaGo — это программа, которая не привязана к конкретному аппаратному обеспечению. Кроме того, AlphaGo основана на общих принципах машинного обучения и практически не использует (в отличие от шахматных программ) ни алгоритмов, ни оценочных функций, специфичных для игры в го. При разработке AlphaGo авторы использовали только самую элементарную теорию игры в го, программа достигла высокого уровня игры, обучаясь сама на партиях профессионалов.
Таким образом, её методы машинного обучения могут быть использованы в других областях применения искусственного интеллекта. В частности, команда разработчиков планирует применить опыт, полученный при написании AlphaGo, для создания системы медицинской диагностики.
AlphaGo комбинирует технику, которая дала большой прорыв в силе программ для игры в го в 2007—2012 годах (метод Монте-Карло для поиска в дереве), и недавние успехи в области машинного обучения, а именно глубинное обучение с помощью многоуровневых нейронных сетей.
Матч с Фань Хуэем
В октябре 2015 года AlphaGo выиграла у трёхкратного чемпиона Европы Фань Хуэя (2 профессиональный дан) матч из пяти партий со счётом 5—0. Это первый в истории случай, когда компьютер выиграл в го у профессионала в равной игре. Об этом было публично объявлено в январе 2016 года после публикации статьи в Nature. На каждую партию игрокам давалось по одному часу и 3 бёёми по 30 секунд.
После своего поражения Фань Хуэй заявил, что благодаря этому матчу он стал играть лучше и стал видеть те элементы игры, которые не замечал ранее; к марту 2016 года мировой рейтинг Фань Хуэя поднялся примерно на 300 позиций
Неофициальные игры в конце 2016 — начале 2017
29 декабря 2016 на го-сервере Tygem[en] новый аккаунт «Master» начал играть партии с профессионалами го, 1 января 2017 он перешёл на го-сервер FoxGo. 4 января 2017 компания DeepMind подтвердила, что за Master и ещё за один более ранний аккаунт Magister играла обновлённая версия AlphaGo. AlphaGo выиграла все 60 сыгранных партий (30 на каждом сервере). По окончании всех игр сооснователь DeepMind Демис Хассабис написал в своём твите: «с нетерпением ждём официальных полных матчей го позже в 2017, в сотрудничестве с организациями и экспертами го».
Противниками Master становились чемпионы мира, такие как Кэ Цзе, Пак Чжон Хван, Юта Ияма, То Цзяси, Ми Юйтин, Ши Юэ, Чэнь Яое, Ли Циньчэн, Гу Ли, Чан Хао, Тан Вэйсин, Фань Тинъюй[en], Чжоу Жуйян, Цзян Вэйцзе[en], Чжоу Цзюньсюнь[en], Ким Джисок[en], Кан Дон Юн, Пак Ён Хун, Вон Сонджин[en]; помимо них национальные чемпионы и серебряные призёры мировых чемпионатов: Лянь Сяо, Тань Сяо[en], Мэн Тайлин, Дан Ифэй, Хуан Юньсун, Ян Динсинь[en], Син Джинсо, Чо Хансын, Ан Сунджун.
Все 60 игр, кроме одной, были быстрыми с тремя 20- или 30-секундными бёёми, лишь в игре с Не Вэйпином Master предложил увеличить бёёми до одной минуты ввиду пожилого возраста последнего. После 59 выигрышных партий Master раскрыл в чате, что им управляет доктор Айа Хуань из DeepMind.
Саммит «Будущее Го»
23-27 мая 2017 года в китайском городе Вучжен проходил саммит о будущем го, где среди прочих событий AlphaGo провёл несколько показательных партий и победил во всех:
После завершения саммита о будущем го основатель DeepMind Демис Хассабис объявил об уходе AlphaGo из го, в будущем никаких матчей проходить больше не будет. Кроме того, DeepMind не планирует выпускать версию AlphaGo, доступную широкой публике.
Материал из Википедии