Действие происходит в некоей вымышленной зоне океана.
Встреча двух подлодок на морской глубине приводит к раскрытию масштабного международного заговора. Экипаж китайской подлодки "Лунцзинь" и отряд морского спецназа "Цзяолун" срывают опасный план врага, который мог бы привести к необратимым последствиям и многочисленным жертвам.
- Цзяолун (蛟龙) - это мифологический водяной дракон, вызывающий наводнение и контролирующий дождь. Кроме того, это название спецназа морской пехоты КНР.
- Сиквел фильма "Операция Красное Море" (2018)
В первые же минуты авторы предупреждают нас, что содержание фильма и технологии в нем - это художественное творчество.
Поэтому когда спецназовцы летят на платформу в чем-то типа флайбордов (?) гидро-рюкзаков для полета (?) не знаю, как это называется, удивляться не стоит.
Но это можно увидеть и отметить для себя, как фантастический (пока что) элемент.
А вот что вы точно не увидите и отметите - это СМГД - движитель (сверхпроводящий магнитогидродинамический) на подлодке.
Как пишут, в настоящее время на действующих боевых подводных лодках ВМФ России и других стран магнитогидродинамические движители не применяются.
МГД-движители - это системы, которые толкают воду с помощью электромагнитного поля без движущихся частей, делая лодку бесшумной. Основные проблемы - крайне низкий КПД в морской воде (из-за ее низкой проводимости) и необходимость создания мощнейших сверхпроводящих магнитов, что требует огромных затрат энергии и сложного оборудования. Однако эксперименты и испытания с такими системами продолжаются.
Вот, например, попалась интересная статья - "Китайцы испытали магнитогидродинамический двигатель для подлодок" (ссылка не вмещается. ищите по названию). И это 2017 год! Так что вполне возможно, что люди уже рождены, чтоб сказку сделать былью. Жалко только, что рождены в Китае, а не у нас :(
Кстати, почему у меня "СМГД-движитель", а не "СМГД-двигатель"? (хотя встречались оба варианта). Дело в том, что "движитель" — это устройство, которое непосредственно создает тягу, взаимодействуя с водой. МГД-установка проталкивает воду электромагнитным полем, выполняя функцию именно движителя (propulsor), а не внутреннего источника энергии (двигателя/engine). Я решила таки оставаться перфекционистом :)).
Кстати, у китайцев в фильме есть и сверхпроводящая магнитная торпеда - тоже из области либо будущих технологий, либо художественного творчества авторов. Концепция - использование сверхпроводящих магнитов для создания мощного магнитного поля, которое в теории может взаимодействовать с водой для левитации или создания сверхкавитационного пузыря, снижая сопротивление и увеличивая скорость до недостижимых для обычных торпед уровней.
При отключении СМГД-движителя лодка в фильме переходит на безосную двигательную установку. Эта технология тоже из области будущего, но относительно близкого будущего. Она до сих пор находится на стадии внедрения на самые передовые военные корабли и субмарины (например, на перспективных проектах ВМС США и Великобритании). Это передовая технология в области морских движителей, которая позволяет обойтись без традиционного гребного вала, проходящего через корпус корабля или подводной лодки. Вместо того чтобы приводить в движение винт через длинный механический вал от двигателя внутри корпуса, безосная установка использует принцип электродвигателя, встроенного прямо в кольцо (обод) движителя. Вся система вращается за счет электромагнитного поля, без центрального вала. Энергия подается по кабелям. Отсутствие механических передач, редукторов и уплотнения вала резко снижает уровень шума и вибрации. Лодка становится гораздо тише.
**********************
"Ложные цели", которые выпускает подлодка - это аналог тепловых ловушек, которые отстреливает самолет, но у подлодок это акустические имитаторы. Они создают в воде мощный источник звука, имитирующий шум подводной лодки-носителя (например, шум ее винтов). Их задача - отвлечь головку самонаведения торпеды на себя. Торпеда захватывает имитатор как основную цель и уходит в сторону от настоящей подлодки.
**********************
Термоклин или слой температурного скачка — слой воды, в котором градиент температуры резко отличается от градиентов выше- и нижележащих слоев. Возникает при наличии неперемешивающихся слоёв воды с разной температурой. Может доходить до десятков метров.
Проще говоря, термоклин — это слой воды в океане, где температура (и, как следствие, плотность) резко меняется на небольшой глубине. Такой "водный бутерброд": верхний слой (тёплая вода), термоклин - средний слой (резкий перепад температуры), нижний слой (холодная, плотная вода).
Температура среды влияет на распространение звука в ней. Выше термоклина рефракция положительна, и звуковые лучи отклоняются к поверхности, а ниже его наоборот отрицательна, и звуковые лучи отклоняются ко дну. Сам же слой при этом способен отражать звук, пропуская лишь его малую долю, и таким образом экранирует шумящие объекты. Поэтому подлодка может скрываться под слоем термоклина.
**********************
Подводная лодка класса "шэдоу" - это тоже пока что из области художественного творчества. Такого серийного проекта сейчас нет, опять же есть какие-то эксперименты. "Класс шэдоу" я не переводила, кмк, и так понятно, что имеется в виду технология невидимости.
Подводная лодка класса "охотник" - это ударная подводная лодка, предназначенная для поиска и уничтожения других субмарин, надводных кораблей и судов. У нас такие подлодки называются "многоцелевыми".
**********************
Перехват гидроакустических профилей подлодок, о котором говорят в фильме - акустический/гидроакустический профиль представляет собой уникальный "звуковой отпечаток" подводной лодки. Он включает в себя все шумы, производимые её механизмами, винтами, гидролокаторами и экипажем. Этот профиль так же уникален, как отпечатки пальцев, и используется для ее обнаружения, классификации и сопровождения с помощью гидроакустических систем.
Сбор акустических данных является стандартной практикой военно-морской разведки и осуществляется различными способами. Если противник знает уникальный "звук" конкретной субмарины, он может легко её идентифицировать, отслеживать перемещения и даже настроить свое противолодочное оружие (торпеды, мины) на конкретный акустический профиль.
Вот интересная (хотя и печально-возмутительная) статья на эту тему: topwar.ru/244785-vys...
Акустический профиль может быть не только у лодки. Так, например, в фильме оператор-гидроакустик сталкивается с новой технологией, примененной в ложной цели, из-за чего он не может эту "обманку" классифицировать. Сначала он изучает этот профиль с помощью сложного бортового вычислительного оборудования ("провёл трёхмерный послойный анализ акустического профиля с помощью компьютера"). Но компьютер не находит никаких идентификационных маркеров - т.е. уникальных "подписей" в шуме, которые позволяют системе определить тип, класс и, возможно, даже конкретный корабль противника. Стандартные системы автоматического распознавания целей на сонаре (которые сравнивают полученный сигнал с базой данных известных судов или подлодок) оказываются бесполезны.
И тогда акустик вручную анализирует частоты за пределами системного диапазона. Для акустика подводной лодки "системный диапазон" — это диапазон частот, на которых работают собственные активные гидроакустические станции (ГАС), средства связи, или те частоты, на которых ведется целенаправленное пассивное наблюдение. Поскольку автоматика не справилась с поиском, оператор перешел на ручное управление, расширив поиск за пределы стандартных параметров, заданных производителем системы.
Вот это вот всё, что написано выше, в фильме укладывается в три фразы, которые тарахтятся со скоростью пулемета )))
**********************
Про зеленые растения на подлодках (в фильме их там раздает парнишка, которого все называют Саженцем) создатели фильма даже сняли отдельную короткую видюху. Не знаю, как на наших подлодках, а китайцам, видимо, кустики раздают ))). Цитата: "Подводные лодки заполнены тысячами крупных единиц оборудования, труб и клапанов, а ограниченное пространство занимает оружие. В этом контексте зелёные растения, распространённые на суше, выделяются. Их яркая жизнь усиливает ощущение благополучия в каюте, помогая подводникам справляться с монотонностью и стрессом длительных подводных операций".
**********************
Очень много в фильме специальных терминов, типа "пеленг", "угол места" и пр.
Например, командир говорит: "Пеленг 315. Угол места 10. Контакт не терять!"
Пеленг 3-1-5 = 315 градусов. Указывает направление на цель относительно курса или носа подводной лодки. Это точное горизонтальное направление.
Угол места 10 градусов - указывает вертикальное положение цели.
Положительный угол (как в этом случае, +10°) означает, что цель находится выше уровня подводной лодки. Отрицательный угол (-10°) означал бы, что цель ниже.
**********************
Сверхкавитационные/суперкавитирующие торпеды.
Обычные торпеды движутся медленно из-за огромного сопротивления (трения) воды. Сверхкавитационные торпеды решают эту проблему, двигаясь не в воде, а внутри огромного пузыря из газа или пара.
На кончике торпеды расположен специальный плоский или конусообразный наконечник (кавитатор). Когда торпеда набирает скорость, этот наконечник создает область низкого давления, из-за чего вода вокруг него мгновенно закипает и превращается в пар (эффект кавитации). Также подается сжатый газ из баллонов или выхлоп двигателя для поддержания стабильности пузыря. Весь корпус торпеды оказывается окутан этим газовым пузырем, и она движется, по сути, не контактируя с жидкой водой, а скользя внутри газовой среды. Сопротивление газа в сотни раз ниже, чем сопротивление воды. Это позволяет торпеде развивать огромную скорость. Сверхкавитационные торпеды могут разгоняться до 370 км/ч (200 узлов) и выше, в то время как скорость обычных торпед редко превышает 70-80 км/ч.
Недостатки таких торпед - они очень шумные (используют реактивный двигатель) и плохо управляются, так как для маневрирования необходимо, чтобы часть корпуса контактировала с водой.