Девушка приходит в себя на территории заброшенного золотого рудника на острове Садо. Не помня своего прошлого, она получает помощь от уборщицы Ки, которая приводит её в дом, где та живёт с двумя девочками по имени Ака и Куро. Поскольку девушка не может вспомнить даже своего имени, её называют Мидори, и она начинает работать уборщицей вместе с Ки.
Однажды Мидори встречает стражника по имени Ао и узнаёт, что он тоже потерял память. Постепенно между ними возникает взаимное притяжение, но…
© mienai sub
Фильм わたくしどもは (скромное "мы") - это довольно-таки артхаусное кино, которое, как мне кажется, сложно понять без контекста. В нём много символов и скрытых смыслов, и одна из ключевых тем - перерождение, или, точнее, идея продолжения жизни после смерти.
В начале фильма героиня Мидори говорит о перерождении - концепции, которая тесно связана с буддизмом. Возникает вопрос: насколько сами японцы верят в перерождение? Ведь Япония - страна с довольно низкой религиозной активностью.
По данным исследования Международной программы социальных опросов (ISSP) 2008 года, около 42.6% японцев верят в перерождение (данные, конечно, не новые + важно понимать, как именно проводился опрос, какая выборка). Это довольно высокий показатель - выше, чем в США (31.3%) или Великобритании (21.6%) (но тут может оговорка на выборку людей + население каждой страны).
В то же время эта тема не всегда воспринимается однозначно. Известный японский певец и писатель Сада Масаси в 2006 году выразил обеспокоенность, что около 15-20% школьников верят в перерождение, считая это "глупой" идеей. Учёный Мията Нобуми даже высказывал опасения, что такая вера может привести к опасным иллюзиям, которые могут стимулировать само*бийство.
Имена и цвета
В фильме персонажи не имеют настоящих имён - их обозначают цветами: Куро (чёрный), Мидори (зелёный) и так далее. Это не просто стилистический ход. Их настоящих имён нет, потому что они - люди без косэки (戸籍) - без записи в семейном реестре, которая в Японии означает юридическое признание личности. Те, кого нет в косэки, не существуют для государства и семьи.
Таким образом фильм подчёркивает их отчуждённость и забытость.
Куро - вероятно, сирота, отвергнутая и заброшенная. Её судьба, как и судьбы других героев, связана с тем, что они "невидимы" в системе, как и многие рабочие на острове Садо.
Остров Садо и труд рабочих
Остров Садо в истории Японии был местом ссылки и тяжёлого труда. В 19 веке сюда отправляли бездомных и арестованных за бродяжничество - мусюкунин (無宿人). Они работали в шахтах в крайне тяжёлых условиях и умирали молодыми. Думаю, что Ао и есть тот рабочий.
В горах Айкавы на острове Садо сохранились могилы с надписями - посмертными буддийскими именами (каймё), возрастом и местом происхождения 28 таких бездомных, погибших в 1853 году. Они никогда не имели официальных документов, и их жизнь не считалась значимой для общества.
49 дней и ю:рэй
В буддизме считается, что после смерти душа проходит через период очищения, который длится 49 дней (四十九日). В это время она находится между мирами - между жизнью и новым рождением.
Если умершего не оплакали или не признали, он может стать ю:рэй (幽霊) - призраком, застрявшим в этом переходном состоянии. Думаю, что мужчина, чье тело сгнило и есть ю:рэй.
В посте не только факты, но и просто мое личное мнение, также пыталась что-то найти в интернете.