Ло Лань родилась 13 ноября 1934 года в Панью, провинция Гуандун, Китай.
Ее мать - индианка, а отец - китаец, который работал юристом.
Имя Хелены Лау вряд ли знакомо многим, но ее лицо знают все любители гонконгского кино – и неважно, фильмы какого периода они любят. В каком-то смысле Хелена Лау и есть гонконгское кино – она снимается больше шестидесяти лет и за это время успела поработать во всех жанрах.
Хелена родилась 13 ноября 1934 года в Гонконге в бедной семье, при рождении ей дали имя Ло Йин-Йинг. У родителей Хелены не было денег на обучение для дочки, поэтому ей пришлось с ранних лет думать о том, как себя обеспечить. Когда ей было 13 лет, она гуляла с друзьями и оказалась на территории киностудии, где ей неожиданно предложили роль. Девочка согласилась. Фильм назывался «Три женщины» (Three Women, 1947). Хотя сниматься Хелене понравилось, она не сразу решила посвятить себя актерству – только убедившись, что ей не светит ничего, кроме работы на фабрике, а съемки в кино приносят хороший доход.
Полноценную кинокарьеру Хелена начала в 1950-м, и большинство ее ролей первой половины десятилетия состоялись в фильмах режиссера Гриффина Ю – того самого, кто дал ей ее первую роль. В числе прочих Хелена сыграла небольшую роль в драме «Парень» (The Kid, 1950), прославившей тогда еще совсем маленького Брюса Ли. Начиная со второй половины 50-х, Хелена становится популярной актрисой второго плана – за четыре года с 1956 по 1959 годы она появилась в 52 фильмах, среди которых были картины самого разного жанра, от эпиков о приключениях Вонга Фей-Хунга до слезливых мелодрам.
Изначально Хелена планировала заработать достаточно, чтобы оплатить учебу в школе (которую она так и не смогла закончить), а затем в институте – после чего устроиться на приличную офисную работу. Однако предложений сниматься (и, соответственно, денег) становилось все больше и больше, а свободного времени оставалось все меньше и меньше, и в конце концов Хелена приняла неизбежное, отказалась от планов учиться и подписала контракт с одной из киностудий, заодно изменив имя с Ло Йин-Йинг на Лау Лан – как ей сказали, этот псевдоним звучал намного лучше и напоминал имя шанхайской куртизанки, а так как в то время Хелена в большинстве своем играла отрицательные роли, это было очень кстати.
В 1964 году Хелена отказывается от контракта и становится вольнонаемной актрисой, что приносит ей еще больше предложений – говорят, в то время она могла сыграть до тридцати ролей за один месяц! В общей сложности за 60-е она снялась в более чем 110 фильмах. Тем не менее, в конце 60-х популярность фильмов на кантонском диалекте пошла на спад – благодаря Shaw Bros эстафетную палочку перехватили фильмы на мандарине, которым Хелена не владела. Чтобы свести концы с концами, с помощью друзей она устроилась на телевидение – хотя и боялась, что из-за плохой памяти такие роли не потянет, ведь если в кино монтаж позволял составлять сцены из большого количества разных планов, то на телевидении длинные сцены разыгрывались целиком, без монтажных склеек. Тем не менее, ее убедили подписать контракт с TVB, где ее устроили в ряд развлекательных программ и сериалов.
Так как TVB и Shaw Bros входили в один холдинг, Хелена периодически снималась в фильмах этой студии – «Доме 72 жильцов» (1973), «Улица слухов» (1974), «Похищение» (1974). А с успехом «Игр игроков» (1974) Майкла Хуи (в котором Хелена, к слову, тоже снималась) фильмы на кантонском диалекте вновь вернулись в моду, и к середине 70-х Хелена вновь вернулась к своим прежним темпам работы – за 1975-й год она снялась в пятнадцати фильмах!
Тем не менее, с конца 70-х Хелена почти полностью переходит на телевидение, хотя периодически она мелькает в эпизодах больших картин – «Денежная лихорадка» (1977), «Просто так» (1983), «Безумная миссия 3» (1984), «Королевские воины» (1986). Свое присутствие в кино Хелена заметно увеличивает в конце 80-х – начале 90-х, когда гонконгский кинематограф переживает свою «золотую эру».
А в 1993-м году Хелена находит «свою» нишу – режиссер Уэллсон Чин приглашает ее в свой комедийный ужастик «Не клянись», а следом – в его неофициальные продолжения, «Третья полная луна» и «День, которого не было» (1995) и «Тринадцатое июля» (1996). Именно Чин увидел в Хелене то, что в скором времени сделает ее настоящей звездой: шестидесятилетняя Хелена замечательно смотрелась в мистике – и играла как призраков, так и борцов с ними. В 1997-м году вышла «Ночь проблем», положившая начало длинному циклу из 19 фильмов, и плотину прорвало.
Конец 90-х стал периодом значительного спада для кинематографа Гонконга, но Хелене, как ни парадоксально, это было только на руку – вышли из моды дорогие боевики, вошли дешевые ужастики, часто с комедией, а в них Хелена была нарасхват. В одном лишь 1997-м она снялась в «Полуночной зоне», «Двух часах ночи», «Караоке-баре с привидениями», «Тамагочи» и «Истории призраков на 24 часа»! В считанные месяцы Хелена стала неофициальной королевой гонконгских фильмов ужасов – в то время как большие звезды Гонконга в этот период снимались все меньше и меньше, Хелена за семь лет с 1997 по 2003-й год сыграла в девяноста с лишним картинах!
Тем не менее, признание критиков Хелена получила не за свои «коронные» роли в мистике, а за участие в комедийном боевике «Прошитое пулями лето» (1999), в котором она сыграла полусумасшедшую старушку, пускающую в свой дом двух полицейских детективов, ведущих слежку за соседней квартирой. Убедительная игра актрисы принесла ей награду HKFA за лучшую женскую роль – до этого у нее было лишь две номинации за фильмы «Не клянись» и «Тринадцатое июля». А в 2002-м году она получила награду TVB за заслуги перед кинематографом – более чем ею заслуженную.
В последние года Хелена снимается намного меньше, чем раньше, но это и неудивительно – все-таки ей уже почти 90 лет, и выдерживать прежние темпы съемок ей не под силу.
facebook