Минэко Ивасаки /
Mineko Iwasaki (яп. 岩崎 峰子, урождённая Масако Танака-Минамото - яп. 田中源 政子 - Танакаминамото Масако - родилась 2 ноября 1949 в Киото) — знаменитая гэйко (киотоское название гейши). До ухода из профессии в 29 лет она была самой высокооплачиваемой гейшей Японии.
Культура Японии достаточно сложна для европейского сознания, хотя одна тема всегда вызывает пристальный интерес — гейши. История гейш, их традиции, правила, то, как они "вписываются" в современное общество, кто, на самом деле, эти женщины: всё это обсуждается, показывается в фильмах и описывается в литературе до сих пор.
Жизнь самой известной высокооплачиваемой гейши
Минэко Ивасаки была описана в книге Артура Голдена "Мемуары гейши", где
Минэко выступила в качестве прототипа. Хотя само произведение стало бестселлером, тиражи были огромны и на основе книги был снят фильм, сама
Минэко была шокирована после выхода в свет этого произведения и подала на автора в суд.
Немного истории
Судьба
Масако была предопределена. Девушка родилась в семье разорившегося аристократа Синэдзо по фамилии Танака из клана Минамото. Во время революции Мэйдзи предки
Масако, отказавшись переезжать в новую столицу Токио, потеряли титулы и привилегии. К моменту рождения 11 ребенка,
Масако, семья жила за счет магазинчика, где продавались расписанные отцом
Масако кимоно. Так как Синэдзо, как истинный аристократ, вынужден был помогать всем своим родственникам и содержать огромное семейство, семья бедствовала. Старших девочек, Яэко и Кикуко, родители продали в домик гейш "Ивасаки окия" для поправки своего финансового положения.
Затем в "Ивасаки окия" продали ещё одну дочь - Кунико, а позже Томико и саму
Масако, которой было всего пять лет.
Окия — дом, где проживают гейши. Каждый окия управляется "мамой", в нём живут как работающие полноправные гейши, так и ученицы — майко и хангёку. В крупных городах — Киото, Токио, Осаке — окия располагаются в ханамати — кварталах гейш.
На самом деле продажа дочерей в окию никогда не считалась в Японии чем-то позорным. Это было почетно, и родители могли быть спокойны за будущее ребенка.
Секреты гейш и их истинное лицо
Оима, хозяйка "Ивасаки окия", сразу же выделила девочку среди других, увидев в ней врожденную грацию, пластику, многочисленные таланты и любовь к танцам. Она решила сделать её своей наследницей (яп. 跡取 - атотори). Но родители были категорически против, так как в этом случае Оима обязана была удочерить
Масако. После многодневных переговоров они решили позволить дочери самой выбрать свою судьбу, и тогда у малышки изменились статус и имя: она стала
Минэко Ивасаки. Затем хозяйка окия выбрала
Минэко "старшую сестру" (яп. お姉さん о-нэ:сан) — куратора и наставника из числа более опытных гейш. Ей стала Яэко — родная сестра
Минэко — под псевдонимом Яэтиё (яп. 八重千代). К сожалению, Яэтиё отличалась вздорным характером, и это сотрудничество было крайне неудачным.
Согласно традиции, в шесть лет, шесть месяцев и шесть дней, Минэко начала обучение традиционным танцам кё-май школы Иноуэ, каллиграфии и игре на сямисэне, цудзуми и кото. Танцам одаренную девчушку учила сама владелица школы Иноуэ Ятиё IV. Кроме того, все девушки должны были приучить себя к определенному поведению, специальному уходу за телом, выработать новые привычки. И узнать все-все тонкости работы гейши и их секреты.
Вот что Минэко рассказывала в своей книге "Настоящие мемуары гейши" о повседневных делах, которые трудно понять европейцу:
"После того как я стала майко (3-я ступень обучения искусству быть гейшей), я ходила к парикмахеру раз в 5 дней. Чтобы сохранить прическу, я спала на лакированной прямоугольной деревянной подушке с тонкой наволочкой. Поначалу я не могла спать вообще, но вскоре привыкла. В окия существовал способ, предотвращающий передвижение подушки на протяжении ночи. Служанки рассыпали рис вокруг подушки, и, если девушка двигалась, рис застревал в волосах, и наутро ей снова приходилось идти к парикмахеру".
Помимо парикмахера Минэко должна была посещать брадобрея, чтобы на лице не оставалось ни одного волоска, даже самого незаметного.
"После укладки я шла к брадобрею, чтобы побрить лицо (так заведено у японских женщин). Когда мне исполнился год, мой отец впервые подстриг мои волосы и побрил мне лицо. С тех пор я делала это раз в месяц".
"Тетушка Оима рассказывала мне, что в нашей прическе много предметов с острыми концами, чтобы мы могли использовать их для защиты своих клиентов от нападения. А кораллы, которые мы носим, предназначаются для того, чтобы проверять безопасность саке: они разрушаются, если соприкасаются с ядом".
Танцы стали страстью
Минэко, которая занималась больше других учениц и всегда показывала отличные результаты. После сдачи экзаменов
Минэко стала минараи (яп. 見習い, ученик, наблюдающий за учителем). Через полтора месяца должен был состояться её дебют мисэдаси (официальный дебют майко), после которого Минэко стала бы гейшей-ученицей. Но дебют был омрачён смертью госпожи Оима.
После дебюта
Минэко начала посещать банкеты с клиентами о-дзасики (яп. お座敷), стараясь побывать в как можно большем количестве чайных домиков в часы вечерней работы. Первый о-дзасики в жизни Минэко состоялся в знаменитом домике Итирики.
Её талант отмечали и клиенты и случайные прохожие: одаренная девушка стала лицом "Мияко одори" в 15 лет ещё будучи минараи, то есть, даже не являясь официально ученицей
("Мияко одори" — танцевальный фестиваль гейш Киото. Проводится ежегодно с 1 по 30 апреля в театре "Гион кобу Кабурэндзё").
Именитые гости выделяли ее среди других.
Минэко прекрасно танцевала, отменно вела беседу и умело развлекала гостей. Слава о новой звездочке стала распространяться по всей Японии. Красавицу гейшу стали желать и заказывать многие именитые гости.
Хотя талант принес
Минэко известность, она страдала от зависти и козней других учениц. Ведь зависть менее успешных коллег и окружающих выливалась в преследования и физическое насилие: в подол кимоно
Минэко вкалывали иголки, на неё нападали на улице. Отвергнутые поклонники подкарауливали девушку на улице, угрожали, пытались изнасиловать.
Ивасаки старалась смягчить других гейш, заказывая их вместе с собой на банкеты. Но это не слишком помогало — зависть не ослабевала. Заработок для
Масако был не особо важен, так как окия Ивасаки мог позволить любые расходы. Страстью девушки был танец, и она злилась, видя, что не может выбирать, какие танцы исполнять.
Со временем
Минэко стала получать приглашения на банкеты со знаменитостями: она развлекала таких известных людей как Джеральд Форд, Элиа Казан, Хидэко Такаминэ, Хидэки Юкава, принц Чарльз и королева Елизавета II, Альдо Гуччи, зарабатывая около 500 000 долларов в год. О своих встречах с титулованными и просто известными особами
Минэко рассказала в своей книге.
Ей приходилось сталкиваться с разным отношением к себе, от предубеждения до восхищения. Но одно из ключевых умений гейши — способность сглаживать неудобные и неоднозначные ситуации.
Из книги "Настоящие мемуары гейши".
Как-то Минэко встретилась с Альдо Гуччи, знаменитым итальянским кутюрье. По неосторожности тот вылил на ее крайне дорогое кимоно соевый соус, чем был ужасно смущен. Чтобы отвлечь гостя, Минэко попросила Гуччи оставить автограф на рукаве кимоно, утверждая, что сочтет это за честь. На самом деле автограф не представлял для нее никакой ценности и она была крайне расстроена, что больше никогда не сможет надеть любимое кимоно. Спустя время девушка даже собиралась отдать его Гуччи, но больше никогда с ним не встречалась.
Однажды гейша решила проучить даже королеву Елизавету II за то, что та проявила неуважение. Она подошла к ее мужу, герцогу Эдинбургскому, и сделала так, что он увлекся разговором с ней, создав видимость интимной беседы. Это стало причиной ссоры между супругами. А все потому, что королева на приеме выглядела очень высокомерно и из принципа не притронулась к блюдам, которые были приготовлены специально для нее.
История, связанная принцем Чарльзом, оказалась довольно обидной для сиятельной особы. На одном из приемов он попросил Минэко дать ему свой веер. Получив веер, Чарльз тут же расписался на нем и вернул его растерявшейся гейше.
"„Только не это“, — ужаснувшись, подумала я. Я любила этот веер и не могла поверить, что принц расписался на нем, не спросив меня. Мне было неважно, кто он такой. Я считала такой поступок неприличным. Он протянул мне веер обратно, конечно же, думая, что я буду польщена".
Минэко хотела отдать веер назад. Принц Чарльз выглядел крайне смущенным тем, что кому-то его автограф оказался неважен, и отказался забрать веер. Позже Минэко просто выбросила испорченную вещь.
После церемонии эрикаэ: перехода из учениц в гейши,
Минэко решила попробовать жить самостоятельно, вне окия. Девушка сняла роскошную квартиру, но быстро поняла, что совершенно не обладает навыками самостоятельной жизни: она даже не знала, как включить газовую плиту (как и многие современные айдолы). Через год она вернулась обратно.
Личная жизнь
В 29 лет
Минэко из-за рухнувшего здоровья была вынуждена завершить карьеру. Ведь обычный рабочий день гейши начинается в 7:30, а заканчивается далеко за полночь. Остальное время уходит на уход за собой, сборы на мероприятия, постоянное обучение и совершенствование. На сон остаётся всего 3–4 часа. У
Минэко возникли серьезные проблемы с почками. К тому времени она была уже самой высокооплачиваемой гейшей Японии: ее доход составлял около $ 500 тысяч в год. И
Минэко поняла, что нужно срочно заняться собой.
Она решила уйти в отставку, а затем привлечь внимание к бедственному положению гейш. За ней последовали семьдесят других гейш, но всё остальное осталось прежним.
Минэко закрыла "Ивасаки окия" и построила на его месте трёхэтажное здание. Часть его занимал ресторан "Кунико", часть — клуб
Минэко.
Спустя некоторое время она познакомилась с художником и реставратором Дзинъитиро Сато, за которого вскоре вышла замуж.
В 2006 году
Ивасаки сменила имя на омофоничное
(слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение)
её профессиональному псевдониму
Минэко.
Бестселлеры и нашумевшие дорамы
Знаменитой на весь мир
Ивасаки Минэко сделала книга Артура Голдена "Мемуары гейши", но эта же книга заставила ее подать в суд на автора.
В начале 90-х годов японка согласилась дать интервью американскому писателю Артуру Голдену, который хотел написать книгу о гейшах. По версии
Ивасаки, она согласилась общаться с Голденом на условиях анонимности, но позже поняла, что тот обманул ее.
Минэко стала прототипом главной героини романа, на страницах книги появилась благодарность, адресованная ей, не раз в интервью Голден упоминал её имя. А когда
Минэко ознакомилась с содержанием, японка пришла в ужас. В книге гейши ничем не отличались от женщин легкого поведения. Вместо того чтобы показать, что они несут в общество традиции и культуру Японии и не имеют ничего общего с куртизанками, Артур Голден придумал свою историю, чтобы подогреть интерес читателей: он исказил описание жизни гейш, представив их вовлечёнными в ритуализированную проституцию.
Книга опорочила честь гейш, кроме того, в своей книге Артур Голден написал, что главная героиня продала свою девственность, что было вопиющей неправдой. Рассерженная Минэко заявила, что продажа девственности (мидзуагэ) в Гионе никогда не практиковалась, а была только у ойран (которые являлись одними из юдзё - "женщинами для удовольствия"). Сам Голден в ответ заявил, что Ивасаки не только призналась, что продала свою девственность, но и назвала точную сумму — миллион йен, или 500 000 фунтов стерлингов - огромная сумма для 60-х гг.). После выхода книги Минэко стали угрожать за нарушение правила молчания.
Однако сама книга стала очень популярной, позже по ней сняли фильм
"Мемуары гейши" / "Memoirs of a Geisha", героиня которого внешне была очень похожа на свой прототип, но, к сожалению, она тоже стала заложницей неверного образа, созданного Голденом.
Ивасаки потребовала, чтобы Голден переиздал книгу, исправив все недочеты. Писатель не стал этого делать, поэтому дальнейшее общение пошло только в суде: гейша чувствовала себя преданной и подала на Голдена в суд за разглашение личной информации и нарушение условий договора. Процесс проходил в феврале 2003 года. Стороны пришли к соглашению:
Минэко выиграла дело и получила солидную компенсацию от автора за причинение морального ущерба. Сумма, выплаченная
Ивасаки, осталась неназванной.
Ивасаки решила опубликовать автобиографию, взамен романа Голдена, насыщенного фактическими ошибками. В своей книге "Настоящие мемуары гейши"
Минэко описала жизнь гейш такой, какой она была на самом деле.
Книга была написана в соавторстве с Рэнд Браун и выпущена под названиями "Geisha, a Life" ("Жизнь гейши") в США, "Geisha of Gion" ("Гионская гейша") - в Великобритании и "Настоящие мемуары гейши" - в России. Она описывала реальную жизнь
Минэко и быстро стала международным бестселлером.
По мотивам книги был снят фильм
"Ханайкуса" / "Hanaikusa" режиссёра
Хосида Рёко /
Hoshida Ryoko, который соответствует книге в описании истории детства и юношества
Минэко, но личная жизнь героини фильма складывается иначе, чем у прототипа.
Любовь и семья
Хотя в период активной работы времени на личную жизнь у гейши совсем не было,
Минэко Ивасаки, всё-таки, обрела свое счастье.
Впервые она по-настоящему влюбилась в 21 год. Её избранником оказался один из клиентов — японский актер
Кацу Синтаро /
Katsu Shintaro, который был старше девушки почти в 2 раза и к тому же женат.
Минэко долго отвергала его ухаживания, но потом сдалась. Встречи были тайными и редкими. Актер обещал развестись, но своего слова не сдержал.
После выхода на "пенсию" в 29 лет
Минэко познакомилась с художником и реставратором Дзинъитиро Сато. В 1982 году пара сыграла свадьбу. Единственным условием брака был немедленный развод в случае несчастливого союза. У пары родилась дочь Коко (
Минэко зовёт её Косукэ, мужским именем).
После свадьбы Сато решил взять фамилию жены. Сегодня супруги живут в пригороде Киото.
Минэко, как и ее муж, занимается искусством: теперь она пишет картины и иногда помогает с реставрацией полотен.
Семья очень редко дает интервью, но если Дзинъитиро спрашивают о браке с
Минэко, он отвечает лишь одно: "Мне очень повезло".