Чжу Да - художник конца эпохи Мин - начала Цин.
Его настоящее имя Чжу Ту, любезное Сяогэ, творческие псевдонимы Бада Шаньжэнь, Гэшань, Люй, Жэньу, ну а имя Чжу Да, слегка насмешливое, (иероглиф «да» в знач.: большие уши) было придумано исключительно для подписи на императорских экзаменах.
Чжу Да родился в 1626 г. в Наньчане провинции Цзянси и происходил из знатного рода. Он был 9-м внуком 17-го сына основателя Мин Чжу Юаньчжана.
С детства Чжу Да находился под влиянием своего отца, одарённого художника. Дед Чжу Да, Чжу Дуочжэн, был довольно известным путешественником, пейзажистом и каллиграфом. Дядя Бада Шаньжэня, Чжу Моуинь, художник и каллиграф, составил пять томов «Истории живописи», в которой были собраны биографии, достижения и описания стилей художников с древних времен и до эпохи Мин. Неудивительно, что сам Чжу Да уже в восемь лет сочинял стихи и рисовал пейзажи.
В 1644 году пала империя Мин и на смену пришла империя Цин. Бада Шаньжэню к тому времени исполнилось 17 лет. Через два года скончался его отец. Смерть отца и падение династии привели художника в отчаяние. К тому же указ новой династии запрещал родственникам императоров Мин, без официального отречения от рода, сдавать высший экзамен, и Чжу Да между карьерой чиновника и семьей, выбрал семью.
Когда в Наньчан второй раз уже с репрессиями пришла цинская армия, Чжу Да притворился глухонемым и бежал в горный буддийский храм. Написано, что Чжу Да страдал от эпилепсии и небольших проблем с речью. Его отец был глухонемым, а эксцентричное поведение являлось традиционным для семьи. Даже в хорошие времена Чжу Да охотнее «говорил» на языке жестов или через каллиграфию.
Через четыре года умерла жена художника и Чжу Да, его младший брат и мать отправились в буддийский храм Гэнсян уезда Фэньсинь, где монах Гэнъань провел для художника обряд рукоположения. Чжу Да сменил имя на Сюэ Гэ.
В конце концов он и его мать поселились у пагоды Шэнцзинь в Наньчане. Чжу Да жил в бедности, много бродил по улицам среди чайных и трактиров, его часто видели пьяным. Пил Чжу Да немного, но пьянел очень быстро. За чашу вина Чжу Да рисовал картины.
В 36 лет Чжу Да решил найти место, которое мог бы назвать своим домом. Им стал старинный даосский храм Тяньнин недалеко от Наньчана. Чжу Да вместе со своим младшим братом Чжу Даомином перестроил его, и назвал его «Сад Цинъюнь» (с 1815 г. название изменилось на Цинъюнпу). Суть названия храма взято из легенды об одном из восьми бессмертных даосского пантеона Люй Дунбиня.
Чжу Да жил в Цинъюнпу с 39-ти до 62-х лет. Следовать религии как учению, не было целью художника. Чжу Да, как представитель императорской фамилии, прятался от новой власти. Маньчжурская династия основавшая империю Цин была чуждой для людей той эпохи и поэтому новая власть методично уничтожала или подавляла всех представителей рода старой династии. Через некоторое время время в политике наступила оттепель. Именно в это время, магистрат Линьчуаня Ху Итан пригласил 53-летнего Бада Шаньжэня, а так же его соученика и коллегу по цеху Жао Юпу и других ученых в свое поместье. Гостеприимство затянулось больше, чем на год. Чжу Да такое положение вещей не устраивало, поэтому он притворился сумасшедшим или же у него действительно случился срыв и отправился обратно в Наньчан. От Линьчуаня до Наньчана было несколько десятков километров, поэтому путь домой занял у Бада Шаньжэня около трех лет. Он снова начал бродить по рынкам и окрестностям, вернуться ему помог случайно встреченный родственник.
В 62 года Чжу Да передал управление храмом Цинъюньпу своему ученику
Ту Жоюю (некоторые считают, что он тоже был представителем императорского рода Чжу).
Последние годы жизни Чжу Да провел в разных местах Наньчана.
Чжу Да в эти годы нигде не оседал надолго, он гостил у друзей и очень много рисовал. С этого же возраста он начал подписывать свои картины именем Бада Шаньжэнь.
Чжу Да был неприкаянной душой, ему помогали многие, один из них художник и каллиграф Чэн Цзинъэ, который просил клиентов покупать или обменивать на еду и одежду картины уже постаревшего Бада Шаньжэня.
За несколько лет до смерти Бада Шаньжэнь построил небольшой дом с соломенной крышей и стенами. Там он и умер в возрасте 79-и лет в полном одиночестве и нищете. Где похоронен Чжу Да неизвестно, в предполагаемой могиле нашли лишь корни деревьев и железные гвозди.
В истории китайской живописи Бада Шаньжэня называют китайским Ван Гогом и одним из «четырех великих монахов-художников». Картины Бада Шаньжэня написаны на самую разнообразную тематику, от пейзажей до животных. Сейчас картины Бада Шаньжэня стоят десятки миллионов юаней.
В 1954 году в храме уезда Фэнсянь был обнаружен «Портрет Гэшаня». Это прижизненный портрет Бада Шаньжэня, написанный по его просьбе художником Хуан Аньпином в 1674 году. На нем Чжу Да изображен в облачении буддийского монаха в возрасте 49-ти лет. Бада Шаньжэнь подписал картину, а сделал надпись: «Под дырявой шляпой спрячу облик монаха, окончательно отдалюсь от врат Будды». Надпись оказалась пророческой, Чжу Да действительно отошел от буддизма. Вокруг расположены каллиграфии художника в разных стилях и подписи его друзей.
Храм Циньъюньпу сейчас стал Мемориальным залом Бада Шаньжэня. Там собраны более 40 произведений художника, а также картины Ши Тао, Сюй Вэя, Хуан Шэня, Чжэн Баньцяо, У Чаншо и Ци Байши.
Источник