Ким Ки Дук. Не могу сказать прощай…

В ночь с 10 на 11 декабря на 60-м году жизни от осложнений после коронавируса ушел из жизни Ким Ки Дук / Kim Ki Duk, сценарист, продюсер, монтажер, оператор, художник, актер, очень талантливый человек и самый известный за пределами своей страны неоднозначный неординарный культовый режиссер, чьё творчество приводило в восхищение или вызывало негодование, но никого не оставляло равнодушным. Смерть режиссера подтвердила его переводчица Дарья Крутова.
Ким Ки Дук ушел из жизни совершенно неожиданно, в тот момент, когда этого никто не ожидал. Но ведь этот великий артист всегда любил эпатировать публику...
В 2000 году, когда его четвертую картину, артхаузную драму "Остров" / "The Isle", показывали на Венецианском фестивале, показ пришлось приостановить, чтобы вынести из зала потерявшую сознание зрительницу. Она была шокирована происходящим на экране и не выдержала концентрации показываемых ужасов. 20 лет спустя Ким Ки Дук ушел из жизни также на пике интереса к нему самому, после нелицеприятных новостей о режиссере в СМИ (о жестоком обращении с актрисами и сексуальных домогательствах), после неоднократных появлений на всевозможных московских спецпоказах, после нескольких фильмов, снятых подряд один за другим. Шокировав своим неожиданным уходом и фанатов и антифанатов своего творчества.
Возможно, в России, Ким Ки Дук стал известен не как режиссер невыносимо жестких, кровавых картин, а как лирик и поэт благодаря своей полнометражной драме, красочной, живописной и неторопливой работе под названием "Весна, лето, осень, зима и снова весна" / "Spring, Summer, Fall, Winter... and Spring". Действие картины происходит в безмятежном горном краю, где жизнь подчиняется ритму природы, а по чистой озерной глади дрейфует пагода. Её обитатели - старый монах-целитель и его юный воспитанник, и хотя от высшей истины старика отделяет лишь бренная оболочка, он не в силах предотвратить грядущие события, ведь никому не дано обратить вспять смену времен года. Так и проходят неторопливой чередой весна, лето, осень, зима и снова наступает весна. Но считать Ким Ки Дука автором только таких работ невозможно. На самом деле этот корейский режиссер мастер шока и аффекта, который погружается на самое дно человеческого бытия, вытаскивая оттуда всю грязь и весь гной.

После премьеры на Венецианском фестивале свой очередной артхаузной работы "Пьета" / "Pieta" (ставшей обладательницей сразу пяти премий кинофестиваля в Венеции) Ким Ки Дук так пояснил своё стремление создавать подобные картины: "Я специально делаю такие сцены, так как без черного невозможно показать белое. Я использую сцены насилия для достижения драматичного эффекта. У меня тоже болит сердце, когда я смотрю такие сцены, но, если их не смотреть, нельзя понять значение фильма. Я не считаю, что люди рождаются добрыми или злыми, такими их делает окружающая обстановка".
Мы знаем, что корейскому кино традиционно свойственен некий натурализм: Пак Чхан Ук / Park Chan Wook погружает зрителей в странный и безумный мир социопатов и интровертов, этакое аудио-визуальное порно, создавая симфонию из звуков, образов и неподражаемой актерской игры в "Порочных связях" / "Stoker", усердно мучает несчастного протагониста в нашумевшем "Олдбое" / "Oldboy", а оскароносец Пон Чжун Хо / Bong Joon Ho со страстью вивисектора препарирует мировое сообщество в "Паразитах" / "Parasite".
Увы, в национальную традицию Ким Ки Дук не вписался: на родине режиссера не очень-то привечали, а для остального мира он всегда оставался "не от мира сего": его работы смотрели, награждали, но все же слегка недолюбливали и опасались. Всюду нежеланный гость и изгой Ким Ки Дук последние годы проводил время где угодно, только не дома: в России, два года подряд, в 2019-м и 2020-м, заседал на ММКФ (как член жюри, а затем участник основного конкурса с последней работой "Растворяться" / "Dissolve"), в Казахстане, где как раз и снимал свою последнюю работу, а закончил свой путь в Латвии, куда инкогнито прилетел в ноябре, собираясь купить дом на побережье Юрмалы, чтобы получить латвийское гражданство.

Как очень точно подметил режиссер Алексей Герман-младший: "Кажется, что он был обречен умереть в одиночестве, в маленькой продуваемой ветрами стране, где много пустых домов. Жаль. Он был настоящий. А история рассудит, где баланс дурного и хорошего. Но его будут помнить. Он останется в истории кино, этот талантливый кореец со странным лицом печальной восточной маски, который умер на краю нигде".
Добавил Кумихо-ши, 11.12.20
Нравится:
Благодарностей: 10 показать
