Кабуки является традиционной формой японского театра, возникшей в начале зарождения эпохи Эдо .
Театр кабуки это зрелищная форма искусства, она включает в себя замысловатые костюмы, необычный и привлекательный макияж, диковинные парики и самое главное, преувеличенные действия, выполняемые актерами на сцене. В спектаклях используется старинная форма японского языка, который сложно понять даже японцам, поэтому стилизованные отточенные движения актёров служат для передачи смысла, происходящего на сцене.
Важное место в театре занимает сцена, которая в классическом театре стоит прямо посередине зала. С развитием технологий их усовершенствовали. Теперь сцены во многих театрах вращаются, что делает спектакль еще более интересным, а отдельные действия актеров – внезапными.
Важной спецификой жанра является нанесение оригинального грима. Происходит это следующим образом:
- Волосы собираются пучком на затылке шелковой материей.
- Лицо, шею, затылок покрывают белилами. Как правило, для этого использовалась рисовая мука. Но бывали случаи использования цинковых белил, отчего актер мог отравиться до смерти. Такие случаи зафиксированы.
- Губы и брови красятся специальной кисточкой. В редких случаях грим наносится и на глаза, например, чтобы подчеркнуть их кровавый блеск, к примеру. Язык тоже могут загримировать, если по ходу действия от актера требуется его продемонстрировать.
- Белилами покрываются все видимые части тела: руки, запястья, ноги. Далее, одевается парик, потом кимоно, обвязанное поясом оби.
- Следующим элементом грима является кумадори – нанесение специфических, характерных полос на лицо. Они выражают эмоции персонажа-человека либо определяют персонаж, как животное или сверхъестественное существо.
Для мужского грима применяют только кумадори. Здесь важен цвет полос на белом фоне. Так, красные оттенки символизируют такие качества персонажа, как смелость, силу, справедливость, преданность, честность; фиолетово-синие – злобу, ярость, присутствие потусторонних сил или припрятанный страх. Черные линии на лице являются знаком волшебства или божественности. Иногда грим меняется по ходу пьесы. Артист может нанести кумадори незаметно для зрителя во время представления, чтобы подчеркнуть смену эмоций.
В классическом кабуки выступают исключительно мужчины. Артисты, играющие женщин, называются оннагати. Их грим несколько сложнее вышеописанного. Перед тем как на голову оденут парик, кожу в уголках глаз подтягивают, чтобы разгладить морщины. Этот специфический, используемый только в этом жанре, способ называется мэцури.
Актерам-оннагата окрашивают уши, брови, щеки и веки красным, черным, зеленым цветами. Совершенство грима таково, что узнать в них мужчину невозможно. Оннагата выглядят, как женщина с очень ярким, демонстративным макияжем.
Кабуки – это довольно замкнутая профессиональная система.
Труппы составляются из наследников мастерства.
В Японии принято развивать актерские династии. Дети зачастую принимают участие в постановках своих родителей с раннего возраста, что обеспечивает выявление и развитие талантов, а также освоение непростых традиций жанра.
Кабуки является одним из трех главных классических театров Японии, таких как Но и Бунраку (кукольный театр) и в ноябре 2005 года был признан нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО.
Источник